Итоги круглого стола по вопросу возврата НДС, который состоялся 5 апреля в г.Астана

  • 05.04.2011
  • |
  • 0
  • |
  • 1565
  • |
  • 0
Уважаемые члены АНК!
        
5 апреля 2011 года в г.Астана в здании Налогового комитета Министерства Финансов состоялась встреча по обсуждению вопросов возврата НДС в рамках Таможенного союза.

Свод проблемных вопросов и предложений по внесению
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК,
в части процедуры возврата НДС в рамках Таможенного союза

№ п/п

Позиция НК

Номера пунктов

Количество

1

Принятые

3

1

2

Не принятые

1,9,10,11,12,13,16,17

8

3

Снятые

2,4, 5,6,7,8,15

7

4

Вопросы разъяснительного характера

14

1

Всего:

17

Принятые

По пункту 3 -

Предлагается представлять копии товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз продуктов переработки за пределы таможенного союза (пп. 5) п. 3 ст. 276-11)

Непринятые

По пункту 1 -

Сокращение перечня документов подтверждающих экспорт в рамках Таможенного союза

По пункту 5,6,7 -

Относительно представления справки налогового органа об уплаченной за налогоплательщика Республики Казахстан на территории таможенного союза сумме налога на добавленную стоимость вместо заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при подтверждении нулевой ставки (п. 2 ст. 276-20; п. 1 ст. 276-21; п. 2 ст. 276-21)

По пункту 9 -

Предложение по предусмотрению процедуры свободного склада путем внесения изменений в п. 2 ст. 276-1

По пункту 10,12,13

Касательно правильности заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представленными экспортерами РК

По пункту 11 -

Относительно несоответствия бумажного и электронного заявления экспортеров

По пункту 16 -

Об упрощении порядка возврата НДС налогоплательщиком, у которых оборот товаров облагаемых по нулевой ставке менее 70%

По пункту 17 -

Об установлении нормы о возврате превышения НДС в пределах не менее 80 %



Снятые

По пункту 2 -

Невозврат НДС в результате отсутствия оригиналов ответов на запросы на проведение встречных проверок

Невозврат НДС в результате неподтверждения по результатам встреч проверки достоверности предъявленной суммы НДС в связи с несовпадением периода проверки у покупателя (экспортера) с периодом, в котором поставщиком отражена счет-фактура

По пункту 4 -

Внесение изменений в пункт 4 Решения КТС № 293

По пункту 8 -

Относительно проставления отметок «товар вывезен» таможенными органами на товаросопроводительных документах при экспорте товаров с территории РК на территорию третьих стран через РФ

По пункту 15 -

Касательно правильности заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представленными экспортерами РК

Вопросы разъяснительного характера по которым даны разъяснения

По пункту 14 -

Относительно определения налогового периода в котором сумма НДС подлежит отнесению в зачет

г.Астана, 5 апреля 2011 г

Свод проблемных вопросов и предложений
по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК, в части процедуры возврата НДС в рамках Таможенного союза

Структурный элемент

Действующая редакция/

Предлагаемая

редакция

Обоснование

Позиция

НК МФ РК

Автор

1


Проблемные вопросы возврата НДС в Таможенном союзе

1. Огромное количество дублирующих документов, которые необходимо сдавать одновременно с заявлением. На Заявлении проставляется отметка уполномоченного органа в стране приобретения, следовательно сторона покупателя уже предъявила все документы, предусмотренные протоколом.

Документы подтверждающие экспорт ограничить, в частности по экспортерам, находящимся

на республиканском мониторинге:

1. заявление с отметкой уполномоченного органа в стране приобретения

2. выписка банка, подтверждающая поступление валютной выручки на расчетный счет


Не принимается

В соотвествии с нормами пункта 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, ратифицированного Законом РК, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства-члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии): договоры (контракты); выписка банка, подтверждающая поступление валютной выручки на расчетный счет; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также товаросопроводительные документы.

При этом для РК такие документы, за исключением Заявления, представляются в налоговый орган только во время тематической проверки по по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Кроме того, следует отметить, что перечень документов, подтверждающих экспорт товаров практически остался прежним, как до введения ТС, только вместо ГТД представляется Заявление.


2


До настоящего времени не решены вопросы возврата НДС по актам встречных проверок

поставщиков, по которым отсутствуют оригиналы ответов. Нами неоднократно ставился данный вопрос, но решения так и нет. Почему налогоплательщики должны нести ответственность за то, что налоговый орган не отправил оригинал?

Еще один наболевший вопрос по неподтверженым документам: возникает ситуация когда неподтвердается отгрузка по иногородним поставщикам проверяемого налогового периода.

Например, иногородний поставщик отгрузил товар в конце одного налогового периода,

мы же получили его в другом налогом периоде. На основании Налогового Кодекса

НДС относится в зачет у покупателя в том налоговом периоде, в котором получены товары, в т

то время облагаемым оборотом у поставшика этот товар будет в периоде, когда товар отгружен.

При встречной проверке запрос делается на период проверки покупателя, и соответственно

у поставщика данная отгрузка в этот период не осуществлялась, на этом основании

неподтвержденная сумма не возвращается покупателю.

Предлагаем в таких случаях расширить период проверки, например запрос направлять и на

период, предшествующий проверке.


Снято

В настоящее время данный вопрос Налоговым комитетом отрегулирован приказом Председателя НК МФ РК № 545 от 24 декабря 2010 года, согласно которому направление запросов на проведение встречных проверок и ответов на такие запросы осуществляются с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). При этом, начиная с 1 февраля 2011 года ответ на запрос по встречной проверке, подписанный посредством ЭЦП, не подлежит дублированию на бумажном носителе.

Ответ, подписанный посредством ЭЦП, приравнивается к оригиналу на бумажном носителе.

В соответствии со статьей 627 Налогового кодекса встречная проверка - проверка органом налоговой службы лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком, в отношении которого органом налоговой службы проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях для использования в ходе проверки указанного налогоплательщика. В соответствии с пунктом 5 статьи 635 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган может назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика. Если непосредственный поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по НДС в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, может направить в соответствующий налоговый орган запрос о проведении встречной проверки такого поставщика.

Таким образом, указанными нормами Налогового кодекса не предусмотрена привязка налогового периода, за который проводится встречная проверка у поставщика, к проверяемому налоговому периоду покупателя (экспортера). Т.е., при проведении встречной проверки у поставщика должен учитываться не проверяемый период покупателя, а дата выписки поставщиком счета-фактуры – документа, являющегося основанием для отражения в зачете НДС по приобретенным товарам, работам, услугам.

Вместе с тем, Налоговым комитетом до ТНД будет доведено разъяснение по данному вопросу в части корректного формирования запроса на проведение встречной проверки, а именно указание в запросе периода, в котором поставщиком выписан счет-фактура.


3

Подпункт 5) пункта 3 статьи 276-11

3. В случае дальнейшего экспорта на территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории Республики Казахстан для переработки на территории другого государства - члена таможенного союза, подтверждение экспорта продуктов переработки осуществляется на основании следующих документов:

5) товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки за пределы таможенного союза;

Подпункт 5) пункта 3 изложить в следующей редакции:

Статья 276-11 Подтверждение экспорта товаров

3. В случае дальнейшего экспорта на территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории Республики Казахстан для переработки на территории другого государства - члена таможенного союза, подтверждение экспорта продуктов переработки осуществляется на основании следующих документов:

5) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз продуктов переработки за пределы таможенного союза;

В случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

1) В соответствии с параграфом 1 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), не предусмотрено оформление нескольких оригиналов накладной.

В связи с чем, ТОО имеет копии товаросопроводительных документов (железнодорожные накладные), подтверждающих вывоз продуктов переработки за пределы таможенного союза.

Аналогичная ситуация возникает по морским накладным (коносамент) и международным товарно-транспортным накладным.

2) Предложение по представлению акта-приема сдачи товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи предлагаем привести в соответствие с подпунктом 4) пункта 1 статьи 243 Налогового кодекса.

Принято, Казросгаз вносит поправку в Мажилис, согласованную с НК МФ РК.


4

Решение Комиссии Таможенного союза №293 от 18.06.2010 года

Пункт 4

Решение КТС №293 от 18.06.2010 года:

4. Во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 года таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган в пакете документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Пункт 4 решения №293 изложить в следующей редакции:

4. Во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 года таможенному органу государства-импортера произведено предварительное и временное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган в пакете документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Необходимо внесение изменений либо в Налоговый кодекс либо в Решение комиссии Таможенного союза №293 относительно переходных положений, поскольку покупатели ТОО Казросгаз продолжают оформление импортных ГТД в России вместо заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов по реализации продуктов переработки в России. Однако, сырье вывозится в Россию при временном декларировании, а не предварительном декларировании, как указано в Решении КТС №293.

Указанные переходные положения действовали в течении всего 2010 года.

Снято

КазРосГаз

5

Пункт 2 статьи 276-20 Налогового кодекса

2. При экспорте товаров в государства - члены таможенного союза или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной статьей 270 настоящего Кодекса, с учетом положений пункта 1 статьи 276-21 настоящего Кодекса:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства - члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья).

В случае экспорта подакцизных товаров представляется дополнительно копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

2) реестр счетов-фактур по реализованным в государства - члены таможенного союза в течение налогового периода товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья, являющийся приложением к декларации по налогу на добавленную стоимость. Формы реестров счетов-фактур по реализованным в государства - члены таможенного союза товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья устанавливаются уполномоченным органом.

2. При экспорте товаров в государства - члены таможенного союза или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной статьей 270 настоящего Кодекса, с учетом положений пункта 1 статьи 276-21 настоящего Кодекса:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства - члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья) или справку налогового органа об уплаченной за налогоплательщика Республики Казахстан на территории таможенного союза сумме налога на добавленную стоимость.

В случае экспорта подакцизных товаров представляется дополнительно копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

2) реестр счетов-фактур по реализованным в государства - члены таможенного союза в течение налогового периода товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья, являющийся приложением к декларации по налогу на добавленную стоимость. Формы реестров счетов-фактур по реализованным в государства - члены таможенного союза товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья устанавливаются уполномоченным органом.

От одного из покупателей продуктов переработки, экспортируемых Товариществом на территорию РФ (резидента РФ), получено письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/370 от 17 декабря 2010 года (письмо прилагается), согласно которому:

1) российская организация, приобретающая продукты переработки у казахстанского хозяйствующего субъекта (Товарищества), местом реализации которых является территория РФ, признается налоговым агентом по НДС;

2) российской организации составлять заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не требуется.

В связи с чем, с 01.01.2011 года, Товарищество не имеет возможности подтвердить указанные обороты, облагаемые по нулевой ставке, по экспорту продуктов переработки на территорию РФ.

Указанные изменения позволят Товариществу применять нулевую ставку НДС по экспорту продуктов переработки давальческого сырья, так как фактически получатель продуктов переработки уплачивает НДС в РФ.

Не принято

Нормами пункта 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, ратифицированного Законом РК, определен перечень документов, подтверждающих экспорт товаров, в том числе Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Введение другого подтверждающего нулевую ставку документа вместо указанного Заявления, а именно справки налогового органа об уплаченной за налогоплательщика РК на территории таможенного союза сумме НДС, нарушает нормы вышеназванного ратифицированного международного договора, а также может привести к возникновению схем по неправомерному получению возврата НДС из бюджета.

КазРосГаз

6

Пункт 1 статьи 276-21 Налогового кодекса

Статья 276-21.

1. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное налогоплательщиком Республики Казахстан от налогоплательщика государства - члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья), представляется налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства - члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, в соответствии с пунктом 2 статьи 276-20 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения оборота:

по реализации товаров при экспорте товаров;

по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья.

Пункт 1 статьи 276-21 НК изложить в следующей редакции:

Статья 276-21.

1. Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы, определенные подпунктом 1) пункта 1 статьи 276-20 Налогового кодекса, в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения оборота:

по реализации товаров при экспорте товаров;

по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья.


Не принято

Обоснование в пункте 5

КазРосГаз

7

Пункт 1 статьи 276-21 Налогового кодекса

Статья 276-21.

2. При непредставлении налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства - члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, оборот по реализации товаров при экспорте товаров или по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, и уплате в бюджет по сроку уплаты за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота по реализации.

Начисление указанных в настоящем пункте сумм налога на добавленную стоимость производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом.

Пункт 2 статьи 276-21 Налогового кодекса изложить в следующей редакции:

Статья 276-21.

2. При непредставлении налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства - члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, документов, определенных подпунктом 1) пункта 1 статьи 276-20 Налогового кодекса, на бумажном носителе в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, оборот по реализации товаров при экспорте товаров или по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, и уплате в бюджет по сроку уплаты за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота по реализации.

Начисление указанных в настоящем пункте сумм налога на добавленную стоимость производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом.


Не принято

Обоснование в пункте 5

КазРосГаз

8

Статья 276-7 Налогового кодекса

Пункт 3 (абзац второй)

Пункт 3.

При этом для целей настоящей главы под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

Пункт 3.

При этом для целей настоящей главы под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, либо другие копии документов, подтверждающих сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и (или) используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

Исходя из норм пункта 3 статьи 276-7 НК с учетом подпункта 5) пункта 3 статьи 276-11 Налогового кодекса, следует, что на товаросопроводительных накладных должны быть отметки таможенных органов убытия, подтверждающие факт вывоза товаров за пределы таможенного союза.

Однако, на практике (период с 01.07.2010 по 31.12.2010 года) порядок подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенного союза различается:

к примеру с 01.07.2010 года, на морских накладных не проставляются отметки таможенного органа убытия, при этом, такие отметки имеются на экспортных грузовых таможенных декларациях, которые продолжались оформляться в переходные положения.

С 01 января 2011 года, переходные положения прошли (декларирование отменено), а также таможенные органы убытия и таможенные органы выпуска (РК) отказываются проставлять отметки на товаросопроводительных документах о факте вывоза товаров. Но при этом, согласно Решению КТС №330, отметки должны быть проставлены на грузовых таможенных декларациях экспортера.

Указанное дополнение позволит, в качестве товаросопроводительных документов принимать грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов о факте вывоза товаров за пределы таможенного союза.

Согласно устным разъяснениям таможенных органов, подтверждение КТК МФ РК будет проставляться на копиях ГТД.

Хотелось бы обсудить вопрос с КТК МФ РК.

Снято

КазРосГаз

9

ст.276-1 п.1 НК РК

Существует риск возникновения у НУ вопросов о правильности оформления документов (при импорте товаров) под процедуру свободного склада. По товарам, помещаемым под таможенную процедуру свободного склада оформляется ГТД, а не заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Добавить после 5-го абзаца:

При урегулировании вопросов, касающихся процедуры свободного склада руководствоваться таможенным законодательством таможенного союза.

Необходимость предусмотреть в Налоговом Кодексе процедуру свободного склада, так как данная процедура прописана в Соглашении о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010 г. (ратифицировано Законом РК от 30.06.2010 г. № 320-IV) затрагивает вопросы, связанные с косвенным налогообложением.

Не принимается.

Согласно пункту 1 статьи 18 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада нормы статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года не распространяются в отношении товаров таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободного склада.

Статья 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года регламентирует порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров.

Таким, образом, нет необходимости вносить изменения в п.1 ст.276-1 НК РК.


10

ст.276-20 п.7 НК РК

«Подтверждение налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки»

Выявление не верного заполнения Заявления, при экспорте (только в момент предоставления оригинала Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученного от покупателя, члена ТС).

«Подтверждение налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и правильности заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки»

«Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» едины для всей территории ТС. Подтверждение правильности заполнения Заявления на начальной стадии его оформления уменьшит риски не подтверждения НДС.

Не принимается.

При рассмотрении Заявления налоговые органы проверяют правильность заполнения.

Данное требование закреплено нормами

Правил, утвежденными Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010 г. № 348.

Так, пунктом 6 указанных Правил установлено, что

мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты НДС по импортированным товарам осуществляется в случаях:

1) установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в представленной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе несоответствия суммы косвенных налогов, исчисленной к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, сумме косвенных налогов, исчисленной в Заявлении (Заявлениях);

2) установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 3 статьи 276-20 Налогового кодекса;

3) несоответствия данных, указанных в Заявлении, представленном на бумажном носителе, данным Заявления, представленном в налоговый орган на электронном носителе;

4) исчисленные, начисленные и неуплаченные в срок суммы косвенных налогов, а также неуплаты, уплаты не в полном объеме исчисленных в соответствующем Заявлении сумм косвенных налогов;

5) занижения налоговой базы для исчисления косвенных налогов;

6) несоответствия количества заявлений, представленных на бумажном носителе, количеству заявлений, отраженных в реестре заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющегося приложением к декларации по косвенным налогам по импортированным товарам;

7) заполнения Заявления не в соответствии с Правилами заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющимися приложением 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 2 июля 2010 года № 318.


11

Ст. 276-21 п.1

В настоящее время территориальные налоговые органы отказываются в принятии Заявления о ввозе товаров, представленного налогоплательщиком-экспортером РК по различным основаниям (отсутствие нумерации страниц в Заявлении, вместо единиц изм-я указан код един.изм-я, и т.д.) Для достоверности

Дополнить пункт 1 ст. 276-21 абзацем следующего содержания:

«Налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученного налогоплательщиком Республики Казахстан от налогоплательщика государства-члена таможенного союза, могут отказать в принятии представленного Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, направив при этом налогоплательщику Республики Казахстан мотивированный отказ в принятии с указанием его причин.

При не представлении мотивированного отказа в указанный срок, представленное Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается принятым налоговыми органами.


Не принято по итогам заседания экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС»

Казахстанский электролизный завод

Так же существует необходимость внесения изменений в «Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»

12

«Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» п.15

«В течении 10 рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе…должностное лицо налогового органа должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов..., либо мотивированно отказать»

Выявление не верного заполнения Заявления, при экспорте (только в момент предоставления оригинала Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученного от покупателя, члена ТС).

«В течении 10 рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе…должностное лицо налогового органа должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов и правильность заполнения Заявления..., либо мотивированно отказать»

«Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» едины для всей территории ТС. Подтверждение правильности заполнения Заявления на начальной стадии его оформления уменьшит риски не подтверждения НДС.

Не принимается.

Обоснование в п.10

Казахстанский электролизный завод

13

«Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» п.12

«Заполняется таблица в которой указывается:

в графе 4 – единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном документе»

Выявление не верного заполнения Заявления, при экспорте (только в момент предоставления оригинала Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученного от покупателя, члена ТС).

«Заполняется таблица в которой указывается:

в графе 4 – единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе либо цифровой код единицы измерения количества товара»

«Правила заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» едины для всей территории ТС. Подтверждение правильности заполнения Заявления на начальной стадии его оформления уменьшит риски не подтверждения НДС.

Не принимается

Согласно п. 3 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в графе 4 Заявления

предусмотрено указание единицы товара, а не кода единицы измерения.

При заполнении СФ налогоплательщики указывают единицы измерения.

Кроме того, по итогам заседания экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС» российская Сторона обязалась довести до своих территориальных налоговых органов поручение о необходимости внесения изменений в такие Заявления.

Казахстанский электролизный завод

14


В части зачета Налога на добавленную стоимость, указанного в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам и совпадающем с суммой НДС по импортированным товарам, отраженной в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, содержащем отметку налогового органа, а также уплаченного в установленном порядке в бюджет РК согласно пп.12 п.2 ст. 256 НК и согласно п.3 ст.256 НК, НДС относится в зачет в том налоговом периоде, в котором получены товары, при условии уплаты НДС до 20 числа следующего месяца. Существует мнение, что НДС по импорту товаров из стран Таможенного Союза, относится в зачет только в периоде, в котором он уплачен. Поясните, как определять период отнесения в зачет НДС по импорту товаров из стран Таможенного Союза?



Дано следующее разъяснение налогоплательщику:

Подпунктом 12) пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса предусмотрено, что суммой НДС, относимого в зачет в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, является сумма налога, которая указана в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам и совпадает с суммой НДС по импортированным товарам, отраженной в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, содержащем (содержащих) отметку налогового органа, предусмотренную пунктом 7 статьи 276-20 Налогового кодекса, а также уплачена в установленном порядке в бюджет Республики Казахстан.

Таким образом, сумма НДС подлежит отнесению в зачет в том налоговом периоде, в котором произведено подтверждение налоговыми органами факта уплаты НДС по импортированным товарам в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) (далее – Заявление) путем проставления соответствующей отметки.


15


АО «СПЗ» заключен контракт на реализацию продукции Налогоплательщику РФ, который является и покупателем и плательщиком, а в спецификации к контракту получателем товара является налогоплательщик РБ. Подтверждением экспорта для АО «СПЗ» по указанному контракту является Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с подтверждением уплаты НДС налоговыми органами РБ. В третьем разделе Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в графе «продавец» указано АО «СПЗ» в графе «покупатель» указан налогоплательщик РФ, кроме того, указан контракт со спецификациями между АО «СПЗ» и налогоплательщиком РФ. В первом разделе указанного заявления проверяемыми позициями являются только наименование и количество товара, а также номер и дата товаросопроводительного документа. Достаточно ли для подтверждения «0» ставки НДС при экспорте АО «СПЗ» указанного Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с подтверждением уплаты НДС налоговыми органами РБ?



Снято

Нет, не достаточно

Поскольку в соответствии с нормами Правил заполнения Заявления, являющихся Приложением к Протоколу об обмене информации, при заполнении Заявления налогоплательщик РБ на основании информационного сообщения должен указать в Разделе 1 в графе «продавец» - налогоплательщика РК, а в графе «покупатель» - налогоплательщика РБ. При этом в строке 05 указываются реквизиты контракта со спецификациями между АО «СПЗ» и налогоплательщиком РФ

При этом Раздел 3 не заполняется (согласно нормам пп.6 п.8 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе).


16


Упрощение порядка возврата НДС при экспорте товаров облагаемых по нулевой ставке.

В настоящее время согласноп.3.статьи 272 Налогового кодекса по оборотам облагаемым по нулевой ставке превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода подлежит возврату если одновременно выполняются след. Усл. 1) осуществляется постоянная реализация товаров по нулевой ставке 2)оборот по реализации облагаемый по нулевой ставке …. составлял не менее 70процентов в общем облагаемом обороте по реализации.

Если не выполняются условия п.3. ст.272 НК возврат производится в соответствии с Правилами… установленными Постановлением Правительства РК от 20.03.09г. №373.

Вся процедура возврата составляет 14 месяцев.

Таким образом процедура возврата суммы НДС, связанной с экспортом продукции по нулевой ставке НДС, возврата представляется сложной и длительной в результате чего на продолжительное время из оборота изымаются значительные суммы денег.

Применительно к нашему предприятию данной нормы, при экспорте продукции ежемесячно в объеме 1000 тонн, из оборота каждый месяц изымаются более 14 млн тенге, по году 168 млн. тенге, что представляется достаточно крупной сумой денег.

Полагаем, что данная норма, вводилась в Налоговый кодекс применительно к экспортерам нефти, газа, металлопроката и других крупных сырьевых экспортеров, доля экспорта в объеме производства которых составляет более 70%.

Что касается малого и среднего бизнеса занятых в не сырьевых секторах экономики, то данная норма не способствует и не стимулирует таковые предприятия заниматься экспортом продукции, так как это экономически не выгодно, эффективнее реализовывать продукцию на внутреннем рынке.

Упростить порядок возврата НДС при экспорте товаров облагаемых по нулевой ставке и установить следующий порядок и сроки возврата НДС:

в течение двух месяцев следующих за месяцем, в котором осуществлялся экспорт продукции налогоплательщик подает в налоговые органы налоговую декларацию с отражением в ней экспортных операций;

налоговые органы в течение месяца с даты получения вышеуказанной декларации обязаны произвести проверку по подтверждению отраженных в декларации сведений;

в случае подтверждения возврат суммы НДС должен быть произведен в течении 30 календарных дней.

Упростить порядок возврата НДС при экспорте товаров облагаемых по нулевой ставке и установить следующий порядок и сроки возврата НДС:

в течение двух месяцев следующих за месяцем, в котором осуществлялся экспорт продукции налогоплательщик подает в налоговые органы налоговую декларацию с отражением в ней экспортных операций;

налоговые органы в течение месяца с даты получения вышеуказанной декларации обязаны произвести проверку по подтверждению отраженных в декларации сведений;

в случае подтверждения возврат суммы НДС должен быть произведен в течении 30 календарных дней.

Не принимается

В соответствии с действующим налоговым законодательством срок возврата превышения НДС (по общеустановленному порядку) составляет 60 рабочих дней – в случае если обороты, облагаемые по нулевой ставке, в общем облагаемом обороте составляют не менее 70%; 180 календарных дней – в остальных случаях.

Кроме того, налогоплательщикам, имеющим право на упрощенный порядок возврата превышения НДС, такой возврат осуществляется в течение 15 рабочих дней.

Таким образом, максимальный срок возврата превышения НДС, в т.ч. по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, составляет 180 календарных дней.

Необходимо отметить, что Налоговым кодексом, действующим с 1 января 2009 года, подробно расписана процедура возврата превышения НДС. При этом, проект указанного Налогового кодекса, в том числе его положения, регулирующие порядок возврата НДС, обсуждался с участием представителей бизнес-сообществ.

В этой связи, предложенный налогоплательщиком порядок возврата превышения НДС не поддерживаем.

ТОО «Петропавловский трубный завод»

17


Возврат превышения суммы НДС относимого в зачёт над суммой начисленного налога по НДС

Так превышение суммы НДС относимого в зачёт над суммой начисленного налога по НДС по предприятию составляет более 90 млн. тенге из них около 50 млн. тенге сложились за счет приобретения основных средств, введенных в эксплуатацию.

В редакции Налогового кодекса действовавшего до 1 июля 2010 года предприятие согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 272 Налогового кодекса имело право на возврат «живыми» деньгами суммы НДС отнесенного в зачёт по вводимым в эксплуатацию основных средств…имеющимся на конец налогового периода, за который представлена декларация по НДС с указанием требования о возврате превышения НДС.

С 1июля 2010 года данная норма не действует возврат вышеуказанной суммы возможен только через зачёт в счёт будущих платежей по НДС.

Разрешить возврат превышения суммы НДС относимого в зачёт над суммой начисленного налога по НДС в пределах не менее 80% от суммы превышения либо предоставлять гарантии государства на сумму превышения НДС перед банками второго уровня для получения предприятием кредитных средств.


Не принимается

Предложение не принимается, поскольку налогоплательщиком не предложен четкий механизм возврата превышения НДС, отличный от действующего.

Кроме того, необходимо отметить, что с 1 июля 2010 года возврат НДС по основным средствам приостановлен. При этом, в соответствии со статьей 42 Закона о введении одной из позиций, подлежащих возврату из бюджета НП-ку, является:

«превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода (далее - превышение налога на добавленную стоимость), в порядке, установленном статьями 273, 274 настоящего Кодекса, за исключением сумм НДС, отнесенного в зачет, уплаченного при импорте товаров, по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам, имеющимся в наличии на конец налогового периода, за который представлена декларация по НДС с указанием требования о возврате превышения НДС.»

ТОО «Петропавловский трубный з


Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!