Итоги круглого стола по вопросу возврата НДС, который состоялся 8 апреля в г.Алматы при участии НКМФ

  • 08.04.2011
  • |
  • 0
  • |
  • 1513
  • |
  • 0
Уважаемые члены АНК!
         Сообщаем, что 8 апреля  в Налоговом департаменте по г.Алматы состоялся круглый стол по вопросам возврата НДС в рамках Таможенного союза.

Свод проблемных вопросов и предложений по внесению
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК,
в части процедуры возврата НДС в рамках Таможенного союз

№ п/п

Позиция НК

Номера пунктов

Количество

1

Принятые

1 (13),3,4, 5

5

2

Не принятые

2, 9, 14, 15, 16

5

3

Вопросы разъяснительного характера

6, 7, 8, 10, 11, 12,

6

Всего:

16

Принятые

По пункту 1,13 -

Разночтение редакции статьи 276-8 НК в части определения условий поставки (законопроектом вносится изменение)

По пункту 3 -

Дата принятия на учет импортированных товаров (ст. 276-6 НК) (законопроектом вносится изменение)

По пункту 4 -

Определение налогового периода, в котором будет относится в зачет НДС на импортируемые товары из государств-членов ТС (законопроектом вносится изменение)

По пункту 5 -

Порядок возврата НДС по основным средствам и НДС на импорт налогоплательщиком, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке, с 01.07.2010 г. (ст. 272 НК) (законопроектом вносится изменение)

Непринятые

По пункту 2 -

Правомерность подтверждения экспорта при неправильном заполнении Заявления налогоплательщиком РФ (вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС»)

По пункту 9 -

Отказ возврата НДС по причине несоответствия электронного и бумажного носителя Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС»)

По пункту 14 -

Наличие большой временной разницы между моментом признания дохода по КПН и датой совершения оборота по НДС в случае реализации резидентом РК товаров в третьи страны (через территорию РФ)

По пункту 15 -

Сократить срок рассмотрения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте (непринято по итогам рассмотрения на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС»)

По пункту 16 -

Исключить требование представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте товаров (исключить ст. 276-21 НК)

Вопросы разъяснительного характера по которым даны разъяснения

По пункту 6 -

Возвращается ли с 01.01.2011 г. все превышение НДС (дебетовое сальдо) (законопроектом вносится изменение)

По пункту 7 -

Порядок налогообложения при ввозе оборудования в РК для капитального ремонта

По пункту 8 -

Касательно отсрочки и освобождения от НДС по товарам, предназначенным для промышленной переработки

По пункту 10 -

Разъяснить порядок налогообложения в случае если нерезидент РК (с 3-х стран) купил у Казатомпрома сырье (товар) и по условиям договора Казатомпром осуществляет поставку данного сырья (товара) на территорию РФ.

По пункту 11 -

При заполнении Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ТНД требует заполнять Раздел 1 Заявления в соответствии с счет-фактурой по каждому товару, а не по однородности товара

По пункту 12 -

Предусмотреть форсмажорные обстоятельства (в случае смерти контрагента в РФ) (вопрос вынесен на рассмотрение экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС)

Дополнительные вопросы на круглом столе 08.04.2011 г. в г. Алматы

Вопросы

Позиция НК МФ РК

Решение


Разночтение редакции статьи 276-8 НК

Следует различать понятия «договор поставки» и «договор транспортировки». Договором поставки определяются условия, в соответствии с которыми товар (прав собственности на товар и / или риски связанные с товаром) переходят от продавца к покупателю. Договором транспортировки определяются сроки и методы транспортировки. Договор транспортировки ни в коем случае не определяет условия поставки товара (транспортировщик осуществляет лишь доставку / транспортировку груза, но не поставляет товар). При переходе границы товара (независимо от условий поставки) пограничными службами заполняется так называемый талон, где указывается место пересечения границы и проставляется отметка о ввозе товара через определенные пункты пропуска на самих товаросопроводительных документах. Таким образом, «место, определенное в соответствии с условиями контракта (договора) либо поставки согласно товаросопроводительным» - это место, указанное в товаросопроводительном документе с указанными отметками.

НК МФ РК предлагает внести новую редакцию пункта 2 статьи 276-8 НК в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения», который в настоящее время находится в Мажилисе Парламента РК.

Статья 276-8. Определение размера облагаемого импорта

2. Для целей настоящей статьи стоимость товаров определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения.

Принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости товаров на основе цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта), если иное не установлено настоящей статьей, включая следующие понесенные налогоплательщиком расходы, если они не были ранее включены:

1) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на территорию Республики Казахстан (с представлением подтверждающих документов):

стоимость транспортировки (включая экспедиторские услуги);

расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров.

В случае отсутствия в представленных документах расчетов по расходам, указанным в настоящем подпункте, до иного места ввоза товаров, то в стоимость товаров включается вся сумма расходов, указанных в представленных документах.

При этом для целей настоящего подпункта иным местом ввоза товаров является:

при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – автомобильный пункт пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, установленный Правительством Республики Казахстан;

при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - первый приграничный пункт пропуска (станция), установленный Правительством Республики Казахстан;

при транспортировке товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи - пункт сдачи товаров;

Принимается в редакции НК МФ РК


Налогоплательщик РФ неправильно заполнил Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом, налоговый орган РФ подтвердил это Заявление.

Налоговые органы РК не вправе не подтвердить факт экспорта, в связи с неправильным заполнением Заявления.

Вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС».

Согласно пункту 6 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Не принято


Касательно даты совершения облагаемого импорта (редакция статьи 276-6 НК)

1)предлагается определить дату совершения облагаемого импорта как в РБ «дата оприходования на склад»;

2) предлагается определить дату совершения облагаемого импорта как дата пересечения по отметке пограничной службы

Новая редакция пункта 2 статьи 276-6 НК включена в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения», который в настоящее время находится в Мажилисе Парламента РК.

Редакция законопроекта:

«90) в пункте 2 статьи 276-6:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Если иное не установлено настоящим пунктом для целей настоящей главы датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию Республики Казахстан.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1) и 2) части второй настоящего пункта, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для целей настоящего пункта датой ввоза товаров на территорию Республики Казахстан является:

при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенных на территории Республики Казахстан;

при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения государственной границы Республики Казахстан.

При этом дата пересечения государственной границы Республики Казахстан определяется на основании талона о прохождении государственного контроля, выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом – дата ввоза на первый приграничный пункт пропуска (станция), установленный Правительством Республики Казахстан;

при транспортировке товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи – дата ввоза на пункт сдачи товаров.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию Республики Казахстан датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1) части второй настоящего пункта.

При отсутствии признания (отражения) товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 2) части второй настоящего пункта.»;

в части третьей слова «Для лиц» заменить словами «В иных случаях, не указанных в частях второй – седьмой настоящего пункта настоящего пункта, а также для лиц»;»

Принимается в редакции НК МФ РК


Определение налогового периода, в котором будет относится в зачет НДС на импортируемые товары из государств-членов таможенного союза

Предложение учтено в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения», который в настоящее время находится в Мажилисе Парламента РК.

Редакция законопроекта:

Статья 256. Налог на добавленную стоимость, относимый в зачет

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налог на добавленную стоимость относится в зачет в том налоговом периоде, в котором получены товары, работы, услуги, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

В случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии со статьями 241 и 276-20 настоящего Кодекса уплаченный налог относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Принимается в редакции НК МФ РК


Порядок возврата НДС по основным средствам и НДС на импорт налогоплательщиком, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке, с 01.07.2010 г. (ст. 272 НК)

В связи с вносимыми изменениями в НК следует ли такую сумму НДС снова указывать в требовании о возврате НДС.

В настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится поправка в статью 42 Закона РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее – Закон о введении), предусматривающая возврат превышения НДС в части НДС на импорт и НДС по основным средствам налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке. При этом, данная поправка будет действовать начиная с 1 июля 2010 года.

В этой связи, после подписания соответствующего Закона РК о внесении изменений и дополнений в Закон о введении (ст. 42) налогоплательщики, осуществляющие обороты, облагаемые по нулевой ставке, вправе в декларации по НДС указать требование о возврате превышения НДС в части НДС на импорт и НДС по основным средствам.

Принято

Законопроектом вносится изменение в статью 42 Закона о введении .


Возвращается ли с 01.01.2011 г. все превышение НДС (дебетовое сальдо)

В настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится поправка в статью 42 Закона о введении, предусматривающая продление сроков перехода на возврат всего превышения НДС до 1 января 2016 года. При этом, данная поправка будет действовать начиная с 1 января 2011 года.

Налогоплательщику дано разъяснение по данному вопросу

Законопроектом вносится изменение в статью 42 Закона о введении


Разъяснить порядок налогообложения при ввозе оборудования в РК для капитального ремонта.

Предлагается прописать понятия «модернизация» и «капитальный ремонт» как в Таможенном кодексе РК.

В целях налогообложения ввоз оборудования в РК, ввезенного временно для капитального ремонта, при котором код ТН ВЭД не меняется, рассматривается как «временный ввоз». При этом такой временный ввоз не облагается НДС при представлении в налоговый орган соответствующих документов.

Однако, услуги по капитальному ремонту подлежат обложению в соответствии с пп.2) пункта 1 статьи 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС на территории РК по ставке 12%.

Нет необходимости прописывать понятия «модернизация» и «капитальный ремонт» в НК, поскольку в Таможенном кодексе РК отсутствуют такие понятия.

Налогоплательщику дано разъяснение по данному вопросу


Касательно отсрочки и освобождения от НДС по товарам, предназначенным для промышленной переработки

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1518 утверждены Правила определения перечня импортируемых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза товаров, предназначенных для промышленной переработки, и перечня готовой продукции, полученной при указанной промышленной переработке, а также перечня налогоплательщиков Республики Казахстан, импортирующих такие товары.

При этом Перечень налогоплательщиков еще не определен (МИНТ РК согласовывает с гос. органами).

Налогоплательщику дано разъяснение по данному вопросу


Отказ возврата НДС по причине несоответствия электронного и бумажного носителя Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС».

В соответствии с нормами пункта 6 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, ратифицированного Законом РК, установлено, что в случае несоответствия сведении, указанных в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном налогоплательщиком на бумажном носителе, с данными полученными налоговыми органами в рамках обмена информации налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства-члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Не принято


Разъяснить порядок налогообложения в случае если нерезидент РК (с 3-х стран) купил у Казатомпрома сырье (товар) и по условиям договора Казатомпром осуществляет поставку данного сырья (товара) на территорию РФ.

Поднимают вопрос по возврату НДС.

В соответствии с Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющимися Приложением 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств-членов таможенного союза в Разделе 1 в строке покупатель указывается Налогоплательщик РФ, а в строке Продавец – Французский налогоплательщик.

При этом в Разделе 3 в строке покупатель указывается Французский налогоплательщик, а в строке Продавец – казахстанский налогоплательщик.

Дано разъяснение налогоплательщику


При заполнении Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ТНД требует заполнять Раздел 1 Заявления в соответствии с счет-фактурой по каждому товару, а не по однородности товара.

При заполнении Раздела 1 Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов допускается объединение товаров в пределах одного кода ТН ВЭД.

Дано разъяснение налогоплательщику


Нет заявления, подтверждения об экспорте

Согласно Налогового Кодекса, статьи №276-21 в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота по экспорту, компания экспортер обязан предоставить заявление с отметкой Российского налогового комитета в свой налоговый комитет.

В 2010г. в связи со смертью нашего покупателя резидента России, наша компания не смогла предоставить заявления от покупателя, так как все счета и лицевые в налоговом комитете в связи со смертью ИП закрыты, до официального вступления в права наследников это минимум 180 дней.

Нашей компанией было предоставлено письмо в налоговый комитет дать отсрочку, в связи с форс мажорными обстоятельствами на срок пока судом России не будет определен приемник данного покупателя. Но в ответе было сказано что в налоговом кодексе не предусмотрена отсрочка.

И по истечении 180 дней сделали доначисления НДС по экспортным реализациям.

Вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС».

Пунктом 2 статьи 276-21 Налогового кодекса установлено, что при непредставлении налогоплательщиком РК, осуществившим экспорт товаров в государства - члены таможенного союза, Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота по реализации товаров при экспорте товаров подлежит обложению НДС по ставке 12% и уплате в бюджет по сроку уплаты за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота по реализации.

Таким образом, в случае непредставления российским налогоплательщиком Заявления казахстанский налогоплательщик обязан уплатить НДС по экспортированному товару по ставке 12%.

При этом согласно нормам пункта 4 статьи 276-21 Налогового кодекса в случае представления плательщиком НДС Заявления по истечении 180 календарных дней уплаченные суммы НДС подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 599 и 602 настоящего Кодекса.

При этом уплаченные суммы пени возврату не подлежат.

Дано разъяснение налогоплательщику


Следует различать понятия «договор поставки» и «договор транспортировки». Договором поставки определяются условия, в соответствии с которыми товар (прав собственности на товар и / или риски связанные с товаром) переходят от продавца к покупателю. Договором транспортировки определяются сроки и методы транспортировки. Договор транспортировки ни в коем случае не определяет условия поставки товара (транспортировщик осуществляет лишь доставку / транспортировку груза, но не поставляет товар). При переходе границы товара (независимо от условий поставки) пограничными службами заполняется так называемый талон, где указывается место пересечения границы и проставляется отметка о ввозе товара через определенные пункты пропуска на самих товаросопроводительных документах. Таким образом, «место, определенное в соответствии с условиями контракта (договора) либо поставки согласно товаросопроводительным» - это место, указанное в товаросопроводительном документе с указанными отметками

Будут внесены изменения в статью 276-8 НК

(см. п. 1)

Принято


При поставке на условиях (Инкотермс) DAF, FOB, FAS и других, в которых предусмотрен переход рисков и вознаграждений на границе РК и далее возникает проблема с датой пересечения границы таможенного союза. К примеру: в случае транзита через РФ (таможенный союз) поставка до портов РФ или при условии до границы РК, так как экспорт подтверждается при отметке таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе таможенного союза а доход по реализации признается при отгрузке, между признания доходов (КПН и Бух. Учет) и датой совершения оборотов по реализации (НДС) возникает большая временная разница, которая может затянутся на 1, 2 , 3 мес. или кварталы, что так же влияет на возврат НДС, ведь по условиям поставки экспортер доставляет груз до порта и далее не имеет права на товар. Лишь остается ждать, когда покупатель переведет товар через границу, что не зависит от воли экспортера.

Было отказано в возврате НДС, связанный с экспортом в Таможенный союз, ссылка на отсутствие методологии.

В соответствии с Налоговым кодексом одним из документов, подтверждающих экспорт товаров, является ГТД, с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе таможенного союза.

Следует отметить, что данная норма работает в увязке с нормой о дате совершения оборота по реализации. Так, согласно пункту 3 статьи 237 НК в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта датой совершения оборота по реализации товара является дата фактического пересечения таможенной границы таможенного союза в пункте пропуска, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством РК.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего налогового законодательства без наличия ГТД с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе таможенного союза, подтверждение экспорта товаров невозможно.

При этом, относительно разницы во времени между фактом признания доходов в целях КПН и датой совершения оборота по реализации по НДС следует отметить, что действующим налоговым законодательством не предусмотрено совпадение указанных дат по времени.

Не принято


Пересмотреть порядок и сократить срок рассмотрения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте в Таможенном союзе, т.к. 10 дней слишком много

Вопрос рассмотрен на заседании экспертной группы «Косвенные налоги государств-членов ТС», где было принято решение оставить действующую норму Протокола.

Не принято


Исключить из НК РК ст.276-21 "Порядок представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте товаров в Таможенном союзе", т.к. экспортер полностью зависит от действий импортера и подлежит административному наказанию за импортера в случае:

- несвоевременности заполнения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Таможенно союзе,

- не оплаты НДС в бюджет.

Представление Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов экспортером в качестве документа, подтверждающего экспорт товаров, предусмотрено нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС, ратифицированного Законом РК.

При этом отмечаем, что нормы Налогового кодекса РК не регламентируют отношения между хоз. субъектами.

Кроме того, налогоплательщиками РФ и РБ, работающими в условиях ТС с 1 января 2005 г., при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров, предусматривается пункт, в котором оговаривается срок предоставления указанного Заявления и ответственность за его несвоевременное представление. Данная рекомендация была неоднократно озвучена на семинарах для налогоплательщиков по разъяснению норм НПА по ТС.

При этом, данное Заявление, в условиях отсутствия таможенного оформления, является единственным документом, подтверждающим факт экспорта.

Не принято

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!