КОНЦЕПЦИЯ к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров»

  • 07.08.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 1891
  • |
  • 0

Дата рассмотрения до: 16.08.2018

№ исх: КГД-08-2/7396-ВН   от: 31.07.2018

№ вх: 36966-ВН   от: 31.07.2018

КОНЦЕПЦИЯ

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров»

 

1. Название проекта закона.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров» (далее – проекта Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона.

 

Разработка проекта Закона обусловлена необходимостью реализации
39 шага Плана наций – 100 конкретных шагов «Прослеживаемость товаров от импорта до реализации конечному потребителю», Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), пункта 1 приложения к основным направлениям реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 17 октября 2017 года № 12, в рамках которой предусмотрена цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов ЕАЭС, пункта 3 Плана организационных мероприятий по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан, утвержденного 16 апреля 2018 года Первым Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан Маминым А.У., пункта 2 протокольного поручения Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мамина А.У. от 12 марта 2018 года о необходимости внесения предложений по изменениям и дополнениям в законодательные акты по вопросам маркировки товаров в Республике Казахстан, пункта
3 протокольного поручения Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Жумагалиева А.К. от 19 января 2018 года о необходимости внесения предложений по изменениям и дополнениям в законодательные акты по вопросам маркировки товаров.

Вышеназванными поручениями поставлена задача по проработке вопроса маркировки и прослеживаемости товаров и их законодательного урегулирования.

Вместе с тем, следует отметить, что маркировка товаров включена как одна из инициатив государственной программы «Цифровой Казахстан».

Также разработка проекта Закона объяснятся необходимостью создания правовых условий для процесса производства, оборота и прослеживаемости товаров. Как отметил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев «без оцифровки всех процессов, включая производства и оборот товаров, невозможно перейти к «четвертой индустриальной революции», которая соотвественно приведет к модернизации экономики с использованием наиболее эфективных технологий в борьбе с нелегальным оборотом товаров». 

При этом опыт проведения пилотного проекта по маркировке меховых изделий показал эффективность применения маркировки товаров в борьбе с теневым оборотом товаров.

Так, за период с 27 ноября 2017 года по 28 марта 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-2017 годов, в Республике Казахстан задекларированный суммарный импорт меховых изделий в Республику Казахстан вырос на 218,6 % с 321,3 тыс. дол. США до 1023,8 тыс. дол. США.

При этом поступления таможенных пошлин также увеличились на      188,1 % (+ 47,4 млн. тенге).

В Республике Казахстан в период с 27 ноября 2017 года по 28 марта 2018 года в национальной системе маркировки зарегистрирован 861 участник оборота товара, было промаркировано 221 046 единиц меховых изделий, что существенно превышает официальные статистические данные.

По вопросам маркировки товаров

В действующем законодательстве Республики Казахстан отсутствуют нормы регламентирующие процессы маркировки и прослеживаемости товаров как института контроля за оборотом товаров.

Как показывает опыт маркировки меховых изделий, в процессе возник правовой пробел, что привело к затягиванию сроков запуска пилотного проекта по маркировке меховых изделий в Казахстане.

Проект был запущен только 27 ноября 2017 года, тогда как старт был запланирован на август 2016 года, что негативно отразилось на имидже страны как участнике международных отношений. Для обеспечения запуска пилота и исполнения Республикой Казахстан международных обязательств было принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2017 года № 519 «О мерах реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха», что позволило исключить правовой пробел на период проведения пилотного проекта.

Справочно: «Соглашение о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» подписанное 8 сентября 2015 года в г. Гродно Республика Беларусь на заседании Евразийского Межправительственного совета, которое вступило в силу 12 августа 2016 года.

Пилотный проект по маркировке меховых изделий в Российской Федерации и Республики Беларусь запущен 12 августа 2016 года.

Учитывая изложенное, предлагается внесение изменений и дополнений в  некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам маркировки товаров, в части законодательного закрепления маркировки и прослеживаемости товаров, как механизма по контролю за оборотом и качеством приобретаемого товара, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения, а также приведение законодательства Республики Казахстан в соответствие с международными договорами.

В связи с этим предлагается следующее:

1.   В Законе Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года
«О регулировании торговой деятельности» закрепить следующие понятия:

- «контрольный (идентификационный) знак» бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;

- «маркированные товары» товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров;

- «материальный носитель» контрольный (идентификационный) знак или объект из любых материалов, который содержит или не содержит элементы (средства) защиты от подделки и предназначен для нанесения, хранения и передачи средства идентификации;

- «средство идентификации» уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.

Данные понятия будут использоваться в информационной системе маркировки, которые будут максимально понятны гражданам и ведомствам, которые будут сталкиваться с работой проекта маркировки. 

2.   Утверждение подзаконных нормативных правых актов уполномоченными органами в зависимости от вида маркируемых товаров, формы и методов маркировки товаров, как инструмента контроля за оборотом товаров позволит эффективно вести учет товара производителями и поставщиками продукции, приведет к повышению конкурентоспособности легальных участников рынка, предоставит сведения для потребителей о природе и потребительских качествах потребляемых товаров и предоставит гражданам возможность реализовывать в полном объеме свои права и осуществлять общественный контроль с информированием контрольных органов в случае выявления нелегальной продукции что приведет к снижению оборота неучтенной и контрафактной продукции на рынке.

 

3.   Наделить Правительство Республики Казахстан полномочиями по определению уполномоченного органа, координирующего вопросы маркировки товаров со следующими функциями:

  определение методологии расширения перечня товаров, подлежащих маркировке;

  определение Оператора  системы маркировки товара;

  согласование функциональных требований к системе маркировки, а также функциональных требований к информационной системе уполномоченного органа;

  внесение в Правительство проектов нормативных правовых актов об утверждении функциональных требований к Системе;

  согласование и утверждение целевых индикаторов и показателей эффективности проектов по маркировке в части отдельных групп товаров;

  согласование правил маркировки отдельных групп товаров;

  координацию проектов по маркировке в части отдельных групп товаров, согласование методических рекомендаций, в том числе координацию и мониторинг работы производителей, импортеров и иных участников оборота товаров, подлежащих маркировке;

  представление результатов в Правительство об этапах разработки и внедрения системы маркировки для вводимых категорий товаров;

  координацию информационной поддержки реализации проектов по маркировке, в частности взаимодействия с представителями бизнес-сообщества и иными участниками эксперимента.

4.   Определить и на законодательном уровне закрепить требования к субъектам производственной и торговой деятельности о запрете реализации товаров подлежащих маркировке, без наличия средства идентификации нанесенного производителем товара. Также требуется провести соответствующую разъяснительную работу с населением о возможности реализации общественного контроля, с целью искоренения оборота нелегальной продукции.

5.   Наделить уполномоченные органы в зависимости от вида товаров полномочиями и функциями по утверждению порядка маркировки и прослеживаемости товаров, в целях углубленного профильного подхода к вопросу маркировки товара внесенного перечень товаров подлежащих маркировке, что позволит максимально эффективно взаимодействовать с отраслевыми производствами и наладить процесс маркировки и прослеживаемости товаров.

Также международный опыт проектов в сфере маркировки и прослеживания товаров имеет более чем десятилетнюю историю. Среди первопроходцев системы прослеживания и отслеживания Track and Trace (далее – T&T) – решений на государственном уровне является Китай, Бразилия, Турция, США и Европейский союз.

По данным обзора Boston Consulting Group, 100% стран, внедряющих масштабные T&T-проекты, имеют обязательные программы маркировки в фармацевтической отрасли, 80% стран в табачной продукции и напитках, 10% используют добровольную систему маркировки табака. В результате запуска T&T-проектов страны значительно сократили объем «серого» рынка, повысили собираемость налогов, а бизнес вернул недополучаемую из-за контрафакта выручку.

Проекты были подержаны зарубежными государствами и соответственно, получили законодательное закрепление и показали эффективность при контроле за оборотом товаров.

 

3. Цели принятия проекта закона.

Мероприятия по маркировке и прослеживаемости преследуют следующие цели:

-            защита жизни и здоровья граждан;

-            обеспечение законного оборота товаров на территории
Республики Казахстан;

-            совершенствование государственного управления в сфере противодействия незаконному обороту товаров;

-            обеспечение повышения собираемости налоговых и таможенных платежей;

-            формирование нетерпимого отношения граждан к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;

-            обеспечение защиты добросовестных участников оборота товаров от искаженной конкуренции.

Принятие проекта Закона предполагает дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан в области маркировки товаров, как действенного механизма прослеживаемости товаров от импорта и производства до конечного потребителя, предусмотренного в Плане нации – 100 конкретных шагов (шаг – 39).

Кроме того, целями проекта Закона являются: устранение существующих правовых пробелов в законодательстве Республики Казахстан в части определения принципов, правил регулирования оборота товаров, применения соответствующих мер, направленных на регулирование торговли товарами; адаптация действующего законодательства к процессам цифровизации, проводимая в рамках послания Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: Глобальная конкурентоспособность» и соответствия правовой базе ЕАЭС.

 

4. Предмет регулирования проекта закона.

 

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения в области маркировки и прослеживаемости товаров.

 

5. Структура и содержание проекта закона.

Проекта Закона состоит из двух статей.

Первая статья проекта Закона предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1.   Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности»;

2.   Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

3.   Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года                               «Об административных правонарушениях»;

4.   Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

5.   Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежей в бюджет»;

Вторая статья предусматривает порядок введения в действие проекта Закона.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм выявлено не было.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона.

Принятие проекта Закона не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.

Более того, усовершенствование механизмов контроля за оборотом товаров предоставит возможность гражданам осуществлять контроль, как потребителям продукции, а государству в лице уполномоченных органов точечно определять недобросовестных предпринимателей.

Указанные изменения приведут к усилению ответственности субъектов предпринимательства в случае реализации товаров, не соответствующих качеству.

Положения проекта Закона, предусматривающие исключение правовых пробелов в законодательстве, положительно скажется на повышении правосознания граждан Республики Казахстан.

Кроме того, принятие проекта Закона позволит:

актуализировать национальное законодательство в области регулирования торговой деятельности в соответствии с нормами международных договоров в рамках международных организаций, что приведет к более четкой регламентации применения инструментов торговой политики Республики Казахстан;

устранить пробелы и недостатки нормативной правовой базы в сфере регулирования оборота товаров, подлежащих маркировке.

Последствиями принятия проекта Закона должно стать совершенствование национального законодательства в области маркировки и прослеживаемости товаров, определение четких полномочий уполномоченных органов по принятию решений в области маркировки и прослеживаемости товаров, взаимодействие с международными организациями, а также четкое взаимодействие государственных органов и хозяйствующих субъектов.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона.

Не требуется.

 

9. Урегулированность предмета проекта Закона иными нормативными правовыми актами.

Общественные отношения, рассматриваемые в рамках данного проекта Закона, регламентированы нормами ряда международных договоров и нормативных правовых актов:

Соглашение о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности
к одежде и прочие изделия, из натурального меха»;

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (находится на стадии ратификации);

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2017 года № 519 «О мерах реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха»;

Совместный приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан № 337 от 7 сентября 2017 года, Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстана № 635 от 18 сентября 2017 года, Министра финансов Республики Казахстан № 534 от 4 сентября 2017 года, Министра национальной экономики № 331 от 20 сентября 2017 года «Об утверждении Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха».

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта.

По маркировке и прослеживаемости товаров

Сериализация и обеспечение прослеживаемости фармацевтической продукции. 

1)       безусловным лидером в данной сфере является Европейский союз (ЕС), которым приняты соответствующие Директивы (Falsified Medicines Directive (Directive 2011/62/EU), Commission Delegated Regulation (EU) 2016/161) обязательные для исполнения все странами-участниками союза. 

Согласно регламентирующим документам, состав, формат и носитель уникального национального идентификатора медицинского средства должен соответствовать Регламентам, утверждённым ЕС. Уникальный идентификатор должен быть помещен в 2D-штрих-код и содержать код продукта, серийный номер, национальный номер (если запрашивается государствами-членами), номер партии и срок годности.

Подлинность лекарств гарантируется системой сквозной проверки до точки снабжения населения на уровне аптеки. Лекарства с повышенным риском фальсификации дополнительно проверяются на оптовом уровне.

2) в Бразилии в 2017 году запущен проект по безопасности пациентов и сокращению числа контрафактных лекарств, которым закреплено требование сериализации лекарственных средств на всех уровнях: единицы продукции, контейнера для транспортировки, ящика и т.д.

Каждый участник цепочки поставок (производитель, импортер, оптовый продавец, точка розничной торговли) фиксирует и хранит информацию о любом медицинском товаре, который к ним поступает и/или покидает их предприятие, а также о любом действии, совершаемом с товаром.

3) в Индии аналогичный проект был запущен в 2015 году Министерством торговли и промышленности. Основной целью проекта была поддержка экспорта индийской фармацевтической продукции за счет ее выхода на международные стандарты прослеживаемости GS1 и уменьшение количества поддельных медикаментов. Для этого индийские фармацевтические производители - экспортеры обязаны маркировать продукты штрих-кодами GS1 на разных уровнях упаковки и публиковать эту информацию на портале проверки подлинности лекарств (DAVA) до отправки партии на продажу или распределение.

4) в Южной Корее с 2015 года в целях консолидированного управления выпускаемой и распределяемой продукцией, вся фармацевтическая продукция подлежит обязательной сериализации на уровне товарной единицы. Продукт должен содержать корейский лекарственный код (KDC), а не GTIN, соответствующий стандартам GS1. Код должен содержать информацию о сроках годности препарата, номере лота, по которому произведена закупка и линейный штрих-код.

5) в США  в целях безопасности цепи поставок медикаментов с 2013 года фармацевтическим компаниям и оптовым дистрибьюторам необходимо  обеспечить прослеживаемость отдельных единиц продукции, что предполагает обмен историей транзакций с каждым партнером, которому был продан продукт.

6) в Китае в целях прослеживаемости фармацевтической продукции, продукции, сериализация продукта ведется на всех типах идентификационных единиц (единица продукции, пачка, коробка и т.д). Производитель отправляет запрос в уполномоченный орган на предоставление серийных номеров, которые будут нанесены на линейку его продуктов. После того, как сериализация проведена, производитель должен представить отчет о передвижении продукта.

1)       система отслеживания медицинских устройств реализована и в Турции с 2013 года, которая позволяет вести учет и контроль распространения лекарств и косметической продукции для обеспечения безопасности их использования. Для этих целей осуществляется маркировка продукции с помощью двухмерных штрих- кодов, занесение информации в общую базу данных в соответствии со стандартами GS1 и контроль на каждом этапе (производство, импорт, розничная продажа, непосредственное использование).

Прослеживаемость продовольственных товаров.

1)  система отслеживания продуктов питания и кормов в ЕС была запущена в  1979 году и обновлена в 2014 году. Целью создания  системы  была организация механизма оповещения участников об опасных продуктах питания на основе отслеживания информации.

Для этих целей был создан национальный портал RASFF- интерактивная поисковая online база данных, которая обеспечивает доступ к уведомлениям о фактах нарушения безопасности продуктов питания. Если участнику сети известен факт угрозы, он уведомляет Европейскую комиссию, которая сообщает об этом остальным участникам, таким образом предпринимаются незамедлительные корректирующие действия.

2)       в рамках совместного проекта китайский производитель Synbroad LTD и французская торговая сеть CASINO Group адаптировали поставки к системе прослеживаемости ЕС. После погрузки консервированных продуктов в контейнеры компания Synbroad Ltd сканирует контрольную этикетку маркировки логистических единиц и формирует извещение об отправке в торговую сеть Сasino. При получении груза осуществляется проверка соответствия «номерных знаков» идентификации логистических единиц и добавляет информацию по прослеживаемости для дальнейшего учета движения товара внутри страны.

Бразилия

3)       в Бразилии в 2012 году запущена  Программа прослеживаемости плодоовощной продукции RAMA, инициированная бразильской ассоциацией супермаркетов Abras, позволяет в режиме реального времени осуществлять прослеживаемость плодоовощной продукции, выявлять нарушения и несоответствия, а также отслеживать результаты анализов о продукте, связанных с происхождением продукта, его сбором, типом. Информация доступна на онлайн портале для всех участников цепи поставок. Потребители могут отследить путь товара, отсканировав QR код на упаковке либо напрямую на портале RAMA.

4)       Национальным Казначейством Бразилии в 2009 году запущена система отслеживания пива и безалкогольных напитков SICOBE. Процесс мониторинга полностью интегрирован в процесс производства. На крышку бутылки или на дно банки наносится защитная маркировка в виде уникального машиночитаемого кода. Система охватывает около 300 производителей, производящих ежегодно около 43 млрд. единиц продукции.

Прослеживаемость непродовольственных товаров.

1)       Всемирная таможенная организация, организации  правообладатели в области искусства, автомобильной промышленности, моды, косметики, электроники, таможенные органы большинства стран мира совместно с GS1, французским Союзом производителей (Unifab), Федерацией европейской индустрии спортивных товаров, испанской Ассоциацией по защите товарных знаков (Andema), Международной ассоциацией товарных знаков (INTA), Офисом Европейского Союза по интеллектуальной собственности в целях борьбы с контрафактной продукцией в 2013 году запустили  платформу IPM (Interface Public Members) network.

IPM network - online платформа, агрегирующая информацию о продукции, позволяющая отслеживать и проверять ее подлинность. В базе данных больше 20 000 продуктов всех отраслей. Мобильное приложение позволяет распознавать уникальные буквенно-цифровые коды, двухмерные матричные штрих-коды и метки на основе изображений (голограммы).

Бразилия

2)       система отслеживания табачной продукции SCORPIOS запущена в Бразилии в 2007 году. Швейцарская компания SICPA в партнерстве с производителем печатной продукции Casa da Moeda do Brasil  реализовали совместный проект по контролю над обращением табачной продукции.

Каждую пачку сигарет оснащают маркой, на которой невидимой краской печатают штриховой код DataMatrix. Перед нанесением штриховой код заносится в базу данных центрального сервера, после нанесения производители их активируют.

Проверку кодов осуществляется в любой точке цепи поставок с помощью ручных считывателей. При проверке происходит аутентификация продукта и проверка уплаты налогов.

Великобритания

3)       British American Tobacco (Великобритания) производитель табачных изделий реализовал частную Систему отслеживания табачных изделий компании. Маркировка продукции с помощью текстовой информации и штрихового кода DataMatrix на трех уровнях: блоки, коробки, паллеты, что  позволяет проследить маршрут их перемещения.

Российская Федерация

Внесены изменения и дополнения в Федеральный Закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части осуществления обязательной маркировки по утвержденному перечню товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

Республика Беларусь

Маркировка товаров осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 года № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками», перечень товаров, подлежащих маркировке утверждается Советом Министров Республики Беларусь. При этом, маркировка товаров в Республике Беларусь осуществляется с 2005 года на более чем 20 видов продукции,

Республика Армения

Маркировка товаров осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения от 24 ноября 2004 года «О торговле и услугах», приложением 9,2 данного Закона утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке.

Также следует отметить, что маркировка товаров, как механизм контроля, применяется во многих странах мира (страны Европейского союза, Бразилия, США, КНР и другие).

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона.

Реализация данного проекта Закона не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета.

 

Результаты согласования
31.07.2018 11:05:53: Сыргабаев Е. Т. (Управление администрирования НДС) - - cогласовано без замечаний
31.07.2018 11:28:01: Сагнаев Е. Е. (Управление администрирования НДС) - - cогласовано без замечаний
Результат подписания
31.07.2018 11:31:25 Такиев М. Т.. Подписано

Скачать приложение

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!