«Налоговая политика и новые подходы администрирования»

  • 25.06.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 1019
  • |
  • 0

Дата письма 25.06.2018

«Налоговая политика и новые подходы администрирования»

Налоговая политика является одним из инструментов взаимодействия государства и общества, средством регулирования государством предпринимательской деятельности. Уплата налогов благотворно влияет на экономику, способствует увеличению государственного бюджета, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня благосостояния общества.

Но, налоговая политика является эффективным инструментом только при условии правильного ее использования, внедрения таких подходов администрирования, которые будут приносить реальную пользу.

Современную налоговую политику Республики Казахстан необходимо реформировать. Об этом говорит Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих последних посланиях народу и во время встреч с министрами и депутатами. Он указывает на то, что отечественную налоговую систему необходимо усилить, сделать конкурентоспособной, оптимизировать льготы  и снизить налоговую нагрузку на не сырьевой сектор экономики, стандартизировать налогообложение в соответствии с мировыми стандартами, упростить процедуры администрирования, повысить качество налоговых услуг, сократить количество налоговой отчетности и проверок.

Для чего необходимы изменения?

Во-первых, они помогут усовершенствовать современную налоговую систему, устранят недостатки. Во-вторых, именно предпринимательство двигает экономику государство вперед. Если существующая налоговая система не позволяет бизнесу развиваться, то это негативно скажется на платежеспособности государства. Следовательно, налоговая политика должна подкреплять и регулировать предпринимательскую деятельность, а не снижать ее активность и уровень развития.

Одной из приоритетных целей «Стратегии Казахстан-2050» является совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования. Под налоговым администрированием понимают процесс управления налоговым производством, который осуществляется налоговыми органами в отношении налогоплательщиков.

В Республике Казахстан выделяют два уровня налогового администрирования: государственный и местный. Государственный уровень представлен Министерством финансов, государственная налоговая служба. Суть их деятельности заключается в повышении собираемости налогов, совершенствовании налогового законодательства, составлении прогнозов и планировании налоговых поступлений в бюджет. К местным органам налогового администрирования относятся территориальные налоговые органы, например, областные, городские и т.д. В их обязанности входит проведение мероприятий по осуществлению налогового контроля над соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, предоставление отсрочек по выплатам налогов, установление налоговых и административных правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц.

В мае 2017 года в Республике Казахстан в городе Атырау была проведена конференция «Налоговая политика и администрирование», в которой приняли участие как представители государственных органов управления, так и частные предприниматели. В ходе конференции участники обсудили наиболее важные вопросы в области налогового регулирования. Было отмечено, что реформирование налогового контроля и администрирования должны проходить в следующих направлениях:

·                   совершенствования существующего механизма взимания НДС;

·                   реформирование действующих налоговых режимов;

·                   совершенствование системы налогообложения недропользователей;

·                   отмена неэффективных налоговых льгот;

·                   стандартизация налоговой системы в соответствии с правилами ВТО;

·                   совершенствование налогового администрирования;

 

Каждая из перечисленных мер реформирования налоговой политики страны направлена не только на совершенствование современной налоговой политики и администрирования, но и на усиление отечественной экономики.

         Налоговое администрирование также нуждается в реформировании. В этом направлении целесообразно предпринять следующие шаги:

1)    внедрить горизонтальный мониторинг;

2)    внедрить е-аудит;

3)    развивать электронные счета-фактуры информационных систем налогового учета.

 

Горизонтальный мониторинг как метод налогового администрирования был впервые введен в Нидерландах в 2004 году. В нашей стране о внедрении горизонтального мониторинга впервые заговорили в 2015 году. Суть этого метода заключается в осуществлении налоговым органом процедуры отслеживания и анализа налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным крупными налогоплательщиками. Метод необходимо внедрять с учетом специфики отечественного предпринимательства.

Другим новым методом администрирования налоговой политики является е-аудит, суть которого заключается в использовании компьютерных методов анализа электронной информации, содержащихся в бухгалтерских документах и их источниках, для проверки правильности расчета налогов. Переход на электронную работу с документацией планируется не только с целью разгрузить сотрудников налоговой службы, но и для более прозрачной отчетности.

 

Будут ли эффективны новые методы налогового администрирования?

Если анализировать мировой опыт их использования, то можно заметить, что они положительно влияют на эффективность налоговой политики. Но, при внедрении вышеперечисленных методов в отечественную налоговую практику необходимо учитывать специфичность казахстанского менталитета, особенности ведения бизнеса, существующие недостатки в системе администрирования. Только при соблюдении этих условий внедрение новых методов налогового администрирования даст положительные результаты.

 

Автор: Руководитель отдела «Центр по приему и обработке информации ЮЛ, ИП и НР» УГД по Алатаускому району г. Алматы Кайнарбаева А.С

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!