Незаконный игорный бизнес

  • 01.08.2018
  • |
  • 1
  • |
  • 3921
  • |
  • 0

Незаконный игорный бизнес

              В статье представлен сравнительно-правовой анализ норм УК Республики Казахстан и УК Российской Федерации, устанавливающих ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, выявляется сходство и различие в законодательстве двух стран по теме, а также вносятся определенные предложения по совершенствованию УК Казахстана и России, направленные на эффективное противодействие незаконному игорному бизнесу. Ключевые слова: азартные игры, незаконный игорный бизнес, уголовная ответственность, лудомания, игорные зоны, преступления в сфере экономики, преступления против общественной нравственности, Уголовный кодекс Казахстана, Уголовный кодекс России, игорные заведения.

           С древнейших времен и до наших дней азартные игры прошли в своем развитии длительный путь, выступая своего рода определенным способом обогащения и проведения досуга. Проблема лудомании или болезненного влечения к играм – это проблема третьего тысячелетия многих людей в мире. Одни государства оценив масштабность игромании ставили ее под уголовно-правовой запрет, другие же государства считали многомиллионными доходы от таких увлечений. Так как же относится наше общество и государство к проблеме увлечения азартными играми? В Республике Казахстан специальный закон, регулирующий игорный бизнес появился в 2007 г. Определены две игровые зоны казино и игровых автоматов: Алматинская область на побережье Капшагайского водохранилища и Щучинский район Акмолинской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами. Впервые уголовная ответственность за организацию незаконного игорного бизнеса была введена в 2011 г. В соответствии с Законом РК от 09.11.2011 No 490-IV,появилась новая статья 269-1 УК Республики Казахстан «Организация незаконного игорного бизнеса», которая предусматривала уголовную ответственность за незаконное открытие либо содержание игорного заведения, или организацию деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для открытия заведомо незаконного игорного за ведения либо организации игорного бизнеса. С 1 января 2015 г. вступил в действие новый – второй по счету Уголовный Кодекс Казахстан. В этой связи И. Я. Козаченко выразили мнение, что концептуальные положения нового УК Республики Казахстан носят взвешенный характер и достаточно адаптированы к взаимодействию с многочисленными социально-правовыми регуляторами человеческого общежития. Как справедливо отмечают другие ученые-криминалисты, данный кодекс «по законам диалектического развития вобрал в себя добротные классические устои и наряду с этим новаторские идеи». В новом УК Казахстана, нумерация статьи изменилась, теперь это статья 307, однако название осталось прежним – «Организация незаконного игорного бизнеса». Существенно видоизменились диспозиция и санкция данной нормы. Так, в соответствии со статьей 307 УК Республики Казахстан «незаконное открытие либо содержание игорного заведения или незаконная организация деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для незаконного игорного бизнеса либо организация и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством Республики Казахстан об игорном бизнесе, либо осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без лицензии» наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо              лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества. Российский законодатель установил контроль над игорной индустрией в 2006 г., что нашло выражение в принятии специального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Так, в соответствии с данным нормативно-правовым актом были определены основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Однако игорный бизнес распространился настолько, что стал представлять реальную опасность для общества, а принятых правовых мер по его регулированию оказалось недостаточно для защиты общества от вредных проявлений данной деятельности. В годы своего расцвета по рентабельности (около 50%) игорный бизнес оставлял далеко позади высокодоходные отрасли (добычу и  переработку нефти и газа, металлургию). Игорный бизнес приносил значительные поступления в бюджет. До вступления в силу Закона об азартных играх, по данным ФНС, в России было зарегистрировано более 5500 игровых столов и 220 000 игровых автоматов. Сферу игорного бизнеса обслуживали около 340 000 человек. Бурный рост численности игорных заведений, а также активное развитие разнообразных отношений, возникающих в сфере организации и проведения азартных игр и пари, обусловили необходимость ужесточения законов и введения уголовной ответственности за данное уголовное правонарушение. С учетом негативных тенденций в распространении игромании в  России в 2011 г. впервые была установлена уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, в Уголовный кодекс ввели специальную статью 171.2. После вступления в действие перечисленных изменений, незаконный игорный бизнес не прекратил свое существование, а принял качественно новую форму. Игровые заведения стали функционировать под видом лотерей, развлекательно-стимулирующих мероприятий, предоставления доступа через Интернет на сайты, зарегистрированные вне территории РФ и оказывающие услуги по проведению азартных игр в виде клубов со строго ограниченным допуском. Данная деятельность проводится с соблюдением конспирации, а вход клиентов осуществляется только по предварительным звонкам. Кроме того существенно затрудняло применение на практике статьи 171.2 УК России, диспозиция нормы которой предусматривала уголовную ответственность за совершение деяний входящих в объективную сторону преступления в крупном размере.О необходимости изменения текста диспозиции прежней статьи 171.2 УК России писали многие ученые. К примеру, Д.Н. Кожухарик совершенно верно отмечает в своей научной публикации, что неудачно сформулирована прежняя диспозиция статьи 171.2 УК России, так как в ходе расследования этого преступления документально, а соответственно достоверно, подтвердить сумму дохода от незаконной деятельности, не отражающейся в финансово-бухгалтерской документации, затруднительно, а порой невозможно. Представляется, что законодателю необходимо определиться с объектом преступного посягательства: либо сам факт незаконной организации и проведения азартных игр следует признать уголовно-наказуемым деянием, либо исключить данную норму из УК РФ, признав данное деяние административным правонарушением. По утверждению другого ученого А. А. Лихолетова является необходимым включение в ст. 171.2 УК РФ положения об административной преюдиции в качестве альтернативного признака объективной стороны основного состава преступления, что обусловлено сложностями доказывания размера полученного дохода от незаконной игорной деятельности на практике. По словам И. Соловьева несмотря на установление прямой уголовной ответственности, правоприменителям приходилось решать проблему доказывания факта извлечения дохода в крупном и особо крупном размерах от незаконной организации и проведения азартных игр. Так как существующих мер противодействия незаконному игорному бизнесу было все-таки недостаточно, в декабре 2014 г. Президент России В. Путин подписал закон об ужесточении ответственности за организацию игорного бизнес и соответственно были внесены изменения в действующую статью 171.2 УК России.Если по действовавшему ранее закону, доход от игорного бизнеса, не превышающий 1,5 миллиона рублей, не являлся основанием

для уголовной ответственности, то теперь в соответствии с частью 1 статьи 171. 2 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности внезависимости от суммы дохода, то есть состав преступления из материального стал формальным и достаточно самого факта незаконной организации и проведения игр. А извлечение дохода в крупном размере будет наказываться по части 2 статьи 171.2 УК.Диспозиция нынешней редакции части 1 статьи 171.2 дополнена словом «незаконные» организация и проведение азартных игр, поэтому важно определить для квалификации деяния, что же понимает законодатель под этим словом. Незаконными признаются организация или проведение азартных  игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны,  либо с использованием информационно-телекоммуникационных  сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Игорный бизнес запрещен в России везде, кроме четырех специально выделенных зон — в Калининградской области, Краснодарском, Приморском и Алтайском краях. Еще одна игорная зона должна появиться в Крыму.

          На сегодня оценивая положительно все законодательные изменения по вопросам противодействия незаконному игорному бизнесу в России и в Казахстане необходимо отметить, что все-таки существуют определенные пробелы норм права. Необходимо внести изменения в действующую статью 171.2 УК России, установив ответственность за организацию и содержание помещений для незаконного игорного бизнеса, как это регламентировано в казахстанском законодательстве, так как немало примеров из судебной практики, когда подпольные казино действуют в квартирах и в помещениях, куда приходят строго определенные лица постоянно. Кроме того, учитывая, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относит к информации, запрещенной для распространения среди детей, информацию способную вызвать у детей желание принять участие в азартных играх, необходимо предусмотреть повышенную уголовную ответственность в Российской Федерации за вовлечение несовершеннолетних в азартные игры. Всем известно, что незаконный игорный бизнес приносит колоссальную преступную прибыль и поэтому возможны повторы и возврат к данному виду криминальной деятельности со стороны лиц, их организующих, тем более что санкции достаточно мягкие (штрафы, исправительные работы (в Казахстане), обязательные работы (в России), ограничение свободы в основном) поэтому нужно на наш взгляд, выделить еще один квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 статьи 307 УК Казахстана и в ч. 2 статьи 171. 2 УК России)- совершение деяния неоднократно. В целом, поддерживаем утверждение Т. И. Розовской о том, что рассматриваемые преступления образуют весьма специфический  уголовно-правовой феномен, а практика их расследования и рассмотрения требуют повышенного внимания со стороны правоприменителя и законодателя. Однако нельзя все проблемы законодательного и правоприменительного характера перекладывать исключительно на государство,  многое зависит еще и от действенного гражданского общества.  Правильно отмечает Д. С. Чукмаитов в своей работе, что нравственные устои населения постсоветских стран за последние годы подверглись массированному воздействию идеалов и стандартов  общества потребления. Известно, чем нравственнее общество, тем  нетерпимее оно будет относиться к тому, что раньше прощало. Если  население не солидарно с правовыми запретами, коллективно не осуждает противоправных поступков, то успеха в борьбе с преступностью ожидать не стоит. Солидарны в этом вопросе мы с С. С. Молдабаевым, который считает, что сегодня стоит задача пробуждения в общественном сознании элементов наблюдательности, соседского присмотра и контроля, своевременного доведения информации до органов внутренних дел. Поэтому на наш взгляд, необходима комплексная системная работа населения, государства, направленная на формирование должного правосознания, правопонимания, повышение правовой культуры, выработка активной гражданской позиции, когда гражданин не будет равнодушен к происходящему, что соответствует принципу «нулевой терпимости».

Автор: Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г.Алматы Руководитель отдела Тарыбаев М.К.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!