О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов устанавливающие

  • 08.12.2009
  • |
  • 0
  • |
  • 732
  • |
  • 0

02.09.2009

Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в соответствии с поручением Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан С.Н. Ахметова от 1 августа 2009 года № 422 разработан проект Концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов устанавливающие требования к проверяемым субъектам».

Для всестороннего обсуждения направляем вам проект указанной Концепции и просим в срок до 15 сентября представить свои предложения и замечания.


Проект


Концепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов устанавливающие требования к проверяемым субъектам»


1. Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов устанавливающие требования к проверяемым субъектам».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Законопроект разработан в целях приведения в соответствии с поправками, внесенными в статью 9-2 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства» (далее - Закон) котрый вступил в силу 17 июля 2009 года.
Законом устанавливается требования к проверяемым субъектам на уровне законов Республики Казахстан, Указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства. Однако, данные поправки не нашли своего отражения в отраслевых законодательных актах которое сохраняет компетенцию уполномоченных государственных органов на разработку и принятие указанных нормативных правовых актов, что в последующем повлечет трудности в правоприменительной практике.
В настоящее время, несмотря на требования Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» запрещающий государственным органам принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, в отдельных законах присутствуют компетенция уполномоченных органов на утверждения указанных актов по данным вопросам.
В этой связи возникает необходимость внесение соответствующих поправок в отраслевые законодательные акты.

3. Цели принятия законопроекта
Целями принятия законопроекта являются:
- уточнения сроков повышения статуса ведомственных нормативных правовых актов до уровня законов Республики Казахстан и постановлений Правительства;
- исключение из компетенции государственных органов полномочий по принятию подзаконных нормативных правовых актов по порядку проведения проверок и по установлению обязательных требований к бизнесу;
- приведение отдельных положений законодательных актов в соответствие с новыми поправками, внесенными Законом в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;
- расширение инструментов государственной финансовой поддержки предпринимательства.

4. Предмет регулирования законопроекта
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся в ходе государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности.

5. Структура законопроекта
Законопроект состоит из двух статей.
В первой статье вносятся поправки в законодательные акты (около 70-ти), регламентирующие проверки субъектов частного предпринимательства, направленные на повышение статуса подведомственных нормативных правовых актов до уровня законов Республики Казахстан и нормативных решений Правительства устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов частного предпринимательства.
Во второй статье определяется срок и порядок введения в действие.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта
Принятие данного проекта позволит открыть доступ предпринимателей к нормативным правовым актам устанавливающие требования к их деятельности.

7. Необходимость одновременного/последующего приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
Отсутствует.

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами
Предмет законопроекта регулируется большим количеством законодательных и подзаконных актов. Законопроектом вносятся поправки в действующие кодексы и законы, в части исключения из компетенции государственных органов наделенных контрольными (надзорными) функциями и наделения Правительства на принятия нормативных правовых актов устанавливающие обязательные требования к деятельности субъектов частного предпринимательства.

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта
Сегодня уже во многих странах регулирование предпринимательской деятельности, да и в целом регулирование социальных отношений осуществляется только законами, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами, принятыми правительствами либо представительными органами местного самоуправления. В том, что касается представительных органов местного самоуправления, следует отметить, что их компетенции строго ограниченны определённым кругом вопросов (сферами) установленные соответствующими законами о местном самоуправлении. Как правило, такие сферы включают: городское планирование и управление зелеными насаждениями местного значения; строительство, содержание и освещение улиц и местных дорог общего пользования; местный общественный транспорт; управление имуществом, относящимся к местной публичной и частной сфере и другие вопросы местного значения.
В традициях нормотворчества старых стран членов Европейского Союза (Великобритания, Швеция, Германия и другие ЕC-15) нормотворческие полномочия ведомств уже давно ограничены. Это в основном связанно с влиянием институтов власти Европейского Союза, да и в целом с реформами в области государственного управления которые проводились в последние десятилетия. Основным принципом европейской системы государственного управления, является - разделение полномочий. Парламенты и правительства принимают нормативные правовые акты, министерства разрабатывают нормативные правовые акты в соответствующей сфере политики, а инспекции, агентства и другие подчинённые ведомства ответственны за реализацию. На уровне Европейского Союза, нормативные правовые акты принимаются Европейским Парламентом и Советом или Европейской Комиссией. Правила принятые Европейским Парламентом имеют прямое действие, в то время как директивы принятые Европейской Комиссией требуют введения в действие через принятие национального законодательства. Данная структура регулирования на уровне Европейского Союза во многом повлияла и структуру стран членов.
На постсоветском пространстве, хорошо известен пример Республики Молдова и Балтийских стран, которые тоже ограничили право министерств и других ведомств центрального уровня, принимать нормативные правовые акты. Также как и в старых странах Европейского Союза, данное ограничение введено в рамках внедрения европейской модели государственного управления, в рамках программы Организации Экономического Сотрудничества и Развития по реформированию системы государственного управления в странах Восточной Европы. Введение данного ограничения осуществлялась в разные периоды, в процессе проведения реформ государственного управления и реформ государственного регулирования. Также ограничение было введено в связи с необходимостью повышения прозрачности процесса государственного регулирования и обеспечения участия заинтересованных лиц в данном процессе с тем, чтобы повысить качество принимаемых решений.
Другой целью введения ограничения является и сегодня борьба с коррупцией и злоупотреблениями со стороны отдельных чиновников или их групп в процессе регулирования. Данный вопрос имел и имеет особое значение на постсоветском пространстве, поскольку, учитывая устоявшиеся за годы независимости традиции государственного регулирования, когда чиновники видят в регулировании возможность получения собственной выгоды.
В целом на уровне Европейского Союза продолжается процесс концентрации полномочий в области нормотворчества, и нынешний этап данного процесса будет завершён с ратификацией Лиссабонского Договора всеми странами членами Европейского Союза.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из государственного бюджета.


Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!