Относительно системы управления рисками

  • 12.09.2019
  • |
  • 0
  • |
  • 1382
  • |
  • 0

Относительно системы управления рисками

Согласно статье 136 Налогового кодекса система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.

Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия по:

1) постановке на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведению учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчислению суммы налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет, а также авансовых и текущих платежей по ним;

4) составлению и представлению налоговых форм и иных форм, установленных Налоговым кодексом;

5) уплате исчисленных и начисленных суммы налогов и платежей в бюджет, авансовых и текущих платежей по налогам и платежам в бюджет.

Соответственно, в зависимости от действий налогоплательщиков, совершаемых ими в рамках исполнения налоговых обязательств, возникают различные риски и в зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них и их минимизации.

Данная стратегия соответствует мировой практике и рекомендована международными экспертами в рамках Проекта реформирования налогового администрирования.

Относительно результатов категорирования.

Категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска осуществляется в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее – Приказ СУР).  

В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:

1) прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;

2) подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;

3) продление, приостановление представления налоговой отчетности;

4) обеспечение исполнения не выполненного в срок налогового обязательства;

5) принудительное взыскании налоговой задолженности.

Согласно пункту 11 Приказа №252 степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – открытые критерии), и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (далее - закрытые критерии), и актуализируется раз в полугодие.

Информация о присвоенной степени риска по результатам категорирования размещается на официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК (Электронные сервисы / Помощь бизнесу / Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования) (http://kgd.gov.kz/ru/services/degree_of_risk), а также направляется индивидуально налогоплательщикам со сведениями по сработавшим отрытым критериям в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее – КНП).

Некоторые рекомендации налогоплательщикам по вопросам возможности изменения присвоенной степени риска:

1) ознакомиться с перечнем открытых критериев и методикой их расчета, изложенной в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №252. Обращаем внимание, что критерии имеют как отрицательное влияние на степень риска (баллы с «плюсом» увеличивают степень риска), так и положительное влияние (баллы с «минусом» снижают степень).

2) проанализировать расшифровку расчета по сработавшим открытым критериям (показатели, значения, количество баллов), направленную в КНП;

3) в случае согласия с результатами, принять во внимание показатели, повлиявшие на степень риска, и учесть их в налоговом учете;

4) в случае не согласия с какими либо значениями по расчету открытых критериев направить электронное пояснение через в web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;

5) в случае обоснованности пояснения, критерии будут пересчитаны, и в случае, если данный перерасчет изменит степень риска в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будет направлено соответствующее сообщение.

 

Относительно включения в график проведения налоговых проверок.

Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года,  Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» и Совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 1030 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 86 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска» (далее – Совместный приказ).

Пунктом 7 Совместного приказа утверждено, что общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – открытые критерии), и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (далее - закрытые критерии).

Согласно пункту 6 Совместного приказа в перечень открытых критериев вошли:

1) коэффициент налоговой нагрузки;

2) осуществление операций с бездействующими налогоплательщиками и налогоплательщиками, регистрация которых судами  признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

3) коэффициент соотношения суммы вычетов с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок находится в диапазоне от 0,98 до 1 включительно;

4) представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы налога на добавленную стоимость;

5) представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при осуществлении внешнеэкономической деятельности и (или) участие в государственных закупках;

6) наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Согласно пункту 8 Критериев налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска при показателе вероятности наступления целевого события свыше 51 процентов.

Информация о степени риска, присвоенной по результатам отбора субъектов (объектов) на налоговую проверку, публикуется на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в форме полугодового графика проведения проверок.

 

Автор: Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г.Алматы Главный специалист ОАКН Бельгибаева А.Т

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!