По вопросам обжалования проверок

  • 23.09.2014
  • |
  • 3
  • |
  • 1629
  • |
  • 0

Вопросы обжалования результатов налоговых проверок, работа по выявлению и пресечению налоговых преступлений стали предметом обсуждения на IX Налоговой конференции, состоявшейся в Алматы.

Участие в форуме, организованном Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана, приняли первый вице-министр национальной экономики РК Ма-рат Кусаинов, вице-министр финансов РК Ардак Тенгебаев, представители Налогового комитета, а также реорга-низуемого Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

Как известно, налоговые споры, возникающие по результатам прове-рок, - один из наиболее проблемных и обсуждаемых вопросов в сфере налогообложения.

По данным Налогового комитета Министерства финансов РК, только за последние пять лет налогоплательщиками в досудебном порядке, или на-прямую, в налоговые органы обжаловано 2524 уведомления о результатах налоговой проверки, т.е. ежегодно в комитет поступает около 500 жалоб.

Но почти в два раза чаще налогоплательщики обращаются с исками в суд, пытаясь доказать неправомерность действий налоговых органов.

- Если в 2009 году правом досудебного обжалования результатов налоговых проверок воспользовались всего 1,2 процента налогоплательщиков, то в 2013 году - 2,8 процента. Процент удовлетворения жалоб налогоплательщиков в среднем за пять лет составил 33,5 процента. За последние три года в суды с исками обратились в среднем 4,7 процента всех проверенных налогоплательщиков. Из них удовлетворено 19,5 процента исков, - пояснила зам. председателя Налогового комитета Министерства финансов РК Толганай Ботаканова.

Одной из причин того, что граждане предпочитают судебное разбирательство подаче жалобы напрямую в налоговый орган, сами налоговики называют территориальное удаление от столицы.

Как поясняют эксперты, споры между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают в связи с различным толкованием норм законодательства либо из-за различной оценки юридических фактов, прямо или косвенно связанных с размером налогового обязательства. Помимо этого обжалуются возможные нару-шения законодательно установленной процедуры проведения проверок.

Предметы спора неоднородны. Так, часто обжалуются начисления по на-логам и специальным платежам недропользователей. Каждая пятая жалоба подается по спорам, возникшим в связи с неправильным оформлением первичных документов, в частности, у налогоплательщиков могут отсутствовать товарно-транспортные наклад-ные, путевые листы, что является не только нарушением Гражданского кодекса, но и законодательства об авто-мобильном транспорте.

- Еще один блок часто обжалуемых вопросов - несоблюдение норм гражданского законодательства и юридических актов, которые явля-ются основанием для возникновения налоговых обязательств. Появление новых форм ведения бизнеса и возникающие в связи с этим имущественные  и иные отношения влияют на возрастание взаимосвязей гражданского и налогового законодательства. В этой связи нужно при определении налоговых обязательств учитывать нор-мы гражданского законодательства, а также юридические факты, которые являются основой для возникновения налоговых обязательств. Как пример можно привести отнесение на вычеты вознаграждений по займам, начислен-ным в период строительства. Согласно Налоговому кодексу такие вознагра-ждения включаются в стоимость объекта строительства, затраты по займам, непосредственно относящимся к строительству, должны включаться в себестоимость этого актива. Несмотря на прямые нормы, встречаются случаи, когда налогоплательщики не относят такие затраты к первоначальной стоимости и признают расходами. Это происходит из-за некорректного определения периода строительства, - уточнила Т. Ботаканова.

Как уверяют налоговики, порядок досудебного рассмотрения споров в налоговых органах имеет ряд преимуществ, по сравнению с судебными разбирательствами. Они заключаются в простоте, более оперативных сроках рассмотрения и отсутствии судебных издержек. Помимо этого в настоящее время комитетом ведется работа по еще большему упрощению данной процедуры. Так, в настоящее время в Мажилисе находится законопроект, кото-рым с 2015 года снимается требование о приложении к жалобе уже имеющих-ся в налоговых органах документов. Пока отсутствие таких документов яв-ляется формальным основанием для отказа в рассмотрении жалобы. Также с 2015 года к уведомлению о результатах проверки будет прилагаться памятка о праве подачи жалобы. Кроме того, в перспективе рассматривается возможность подачи жалобы в электронном виде.

Наряду с упрощением процедуры подачи жалобы на действия налоговых органов актуален и вопрос о необходимости снижения количества налоговых проверок.

- За последние пять лет количество налоговых проверок снизилось более чем в 2,5 раза. Несмотря на это, по-прежнему значительная доля - вне-плановые. За прошлый год проведено 17 процентов плановых и 83 процента внеплановых проверок, то есть почти в пять раз больше. На сегодняшний день существует ряд вопросов, требующих решения. Наличие большого количест-ва внеплановых проверок не позволя-ет рационально распределять ресурсы для их проведения. Это дает дополнительную нагрузку на инспекторов и отражается на качестве и длитель-ности проверок, порой их проводится до двух-трех одновременно, - пояснил зам. председателя Налогового комите-та Министерства финансов РК Аргын Кипшаков.

Для повышения эффективности проверок в Налоговом комитете планируют внедрить электронный аудит. Речь идет о создании и использовании единого документа из автоматизиро-ванной системы бухучета налогоплательщика. Как показывает международная практика, данное нововведение позволит не только сократить сроки и расходы на проведение проверок, но и обеспечить прозрачность. Данную систему планируется внедрить с 2016 года. Для этого в 2015 году необходимо разработать и принять необходимую правовую базу.

Еще один актуальный вопрос, рас-смотренный в ходе конференции, - работа по выявлению и пресечению

налоговых преступлений. Как поясни-ла начальник 5-го Управления Депар-тамента по раскрытию экономических преступлений АБЭКП РК Майкен Базге-нова, способы, используемые для избежания уплаты налогов, разнообразны и многочисленны.

Среди наиболее часто встречаю-щихся налоговых преступлений - полное или частичное неотражение результатов хозяйственной деятельности предприятия. Осуществление сделок без документального оформления. Широко распространена практика ис-пользования операций с наличными, не фиксируемых в отчетности, а также незаконного использования налого-вых льгот и занижения или завышения стоимости приобретенного сырья, то-варов, работ, услуг.

- Уклонение от уплаты налогов, ущерб от которого исчисляется сотня-ми миллиардов тенге, является наиболее опасной категорией экономических преступлений, пополняющих теневой сектор экономики. За последние 2,5 года выявлено 1285 налоговых преступлений, установленный ущерб по ним составил 116,5 млрд тенге, - уточнила М. Базгенова.

Для решения проблемы экономической и, в частности, налоговой преступности, поясняют эксперты, только уголовных и правовых мер недостаточно. Необходим системный и комплексный подход. Так, в настоящее время в республике реализуется комплексный план по противодействию теневой экономике на 2014-2015 гг., направлен-ный на предупреждение и искоренение причин, побуждающих экономических агентов уводить свою деятельность в тень.

Что касается правоохранительной структуры, которая будет заниматься противодействием экономическим преступлениям, то представитель АБЭКП пояснила, что в связи с упразднением органов финансовой полиции функции по расследованию экономических преступлений будут переданы в Министерство финансов, по расследованию коррупционных - в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Для расследования налоговых преступлений будет создана специальная структура - Служба экономических расследований при новом Комитете государственных доходов.

Автор: Инна Еньшина

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!