Снизить число налоговых проверок и передать их на аутсорсинг предлагают в Налоговом комитете МФ РК

  • 19.09.2014
  • |
  • 0
  • |
  • 640
  • |
  • 0

   19 сентября 2014 года прошла ежегодная IX Налоговая конференция «Налоговые проверки. Внедрение в Республике Казахстан превалирования сущности над формой при проведении налоговых проверок».

   Перед участниками конференции выступил заместитель председателя налогового комитета Министерства финансов РК Аргын Кипшаков.

     Предлагаем Вашему вниманию, основные моменты выступления А. Кипшакова.

   «Доля внеплановых проверок по-прежнему значительна. Так, за прошлый год удельный вес плановых проверок составил всего 17%, а внеплановых - 83%.

    Международная практика показывает, что перед каждой проверкой необходим подготовительный этап - это изучение налоговой отчетности, изучение результатов предыдущей проверки. Однако данная практика не применяется нами должным образом в связи со значительным количеством внеплановых проверок.

 Одним проверяющим инспектором в среднем за год производится 7 проверок налогоплательщиков, не состоящих на мониторинге, то есть не крупных налогоплательщиков.

   Проверка крупного налогоплательщика требует большего количества работников, в среднем 5 человек. При этом срок проведения налоговых проверок крупного налогоплательщика в среднем составляет 177 календарных дней, что свидетельствует о значительных затратах.

    На сегодняшний день существует ряд вопросов, требующих решения. Первое: длительные сроки проведения налоговых проверок. Наличие значительного количества внеплановых проверок не позволяет оптимально распределять ресурсы для их проведения в течение года, это влечет нагрузку на налоговых инспекторов и, как следствие, - негативно отражается на качестве налоговых проверок.

   Анализ по срокам проведения проверок затраченных трудовых ресурсов показал, что среднее количество трудовых затрат на налоговые проверки крупными налогоплательщиками не уменьшается».

Также А. Кипшаков обратил внимание, что часть налоговых проверок в Казахстане в 2016 году, в том числе ликвидационных, планируется передать на аутсорсинг.

   «В IV квартале этого года будем обсуждать норму с бизнесом, в том числе, какие требования будут установлены аудиторским компаниям. То есть будет право выбора у налогоплательщика. Если налогоплательщик захочет ликвидироваться, он подает заявление либо в налоговый орган, либо выбирает аудиторскую компанию. Тогда проверку осуществляет аудиторская компания. После завершения, аудиторская компания пишет заключение. Это заключение налогоплательщик предоставляет в налоговый комитет. На основании данного заключения, если там нет нарушений и все налоги уплачены, то налоговый орган без проверки снимает с учета налогоплательщика.

   Если указанные меры будут приняты, то они существенно разгрузят налоговый орган в части проверки. Кроме того, это повлияет на качество проверок крупного налогоплательщика и облегчит ведение бизнеса в части проведения процедуры ликвидации.

   Для введения электронного аудита налоговым комитетом предлагается поправка к статьям 14 и 19 Налогового кодекса в части введения обязанности крупного налогоплательщика предоставления налоговым органам при налоговых проверках данных бухучета в электронном виде. Порядок доступа и просмотр данного бухгалтерского учета будет утвержден приказом министерства финансов РК

   Необходимо отметить, что в случае внедрения аудита будут исключены из налогового кодекса нормы, предусматривающие введение предоставления крупным налогоплательщиком налоговых регистров, количество которых составляет сейчас 12.

  В случае одобрения, для реализации данных проектов необходимо в 2015 году провести несколько мероприятий. Прежде всего — это принятие правовой базы, необходимой для внедрения электронного аудита. Также нужно провести подготовку автоматизированной системы бухучета у крупного налогоплательщика, обучающие семинары для налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!