Тема: «Коррупция»

  • 25.08.2017
  • |
  • 0
  • |
  • 6840
  • |
  • 0

Все государства мира сталкиваются с таким злом, как «Коррупция». Более того, в современных условиях коррупция постепенно превращается из внутригосударственной проблемы в глобальную проблему. Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов, принимают новые законы и нормы об ужесточении ответственности за коррупцию. По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ. Еще 10 лет назад был впервые на постсоветском пространстве принят специальный Закон «О борьбе с коррупцией». Создан специальный орган – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (далее Финансовая полиция). Наряду с Финансовой полицией со взяточничеством в стране бороться и политическая партия «Нур Отан» (по поручению Президента "Нур Отан" разработает программу «10 сокрушительных ударов по коррупции»). При партии созданы республиканский и региональные общественные советы по борьбе с коррупцией, в которые уже поступило около 5000 обращений граждан. Более трети из них получили полное или частичное положительное разрешение. Также, главой государства Назарбаевым Н.А. введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

         Проблема коррупции превратилась в проблему международного масштаба, поскольку она присуща всем странам, независимо от их политического устройства и уровня экономического развития, имеет место и в демократических государствах с рыночной экономикой. Коррупция оказывает большое влияние на все сферы общества: экономику, политику, социальную сферу, а негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному развитию общества, но и представляют реальную угрозу интересам национальной безопасности нашего государства. О необходимости борьбы с коррупцией говорят и политики, и высшие государственные чиновники, также борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов и для государственных органов. Вместе с тем, помимо стратегических направлений, государственными органами на постоянной основе проводятся комплекс мер по предупреждению и недопущению проявлений коррупции, так как коррупция, как социальное явление оказывает негативное влияние на имидж органов государственной службы, подрывает доверие граждан.

        Было бы ошибочно понимать под коррупцией банальную взятку, которая является только одной из разновидностей этого преступления. Коррупция сегодня - это получение материальных и юридических преимуществ путем обхода законов в своих интересах, это и решение локальных частных проблем за счет «своих» людей. Коррупция - это ни что иное, как использование государственных функций в частных интересах, которые, как правило, идут вразрез с интересами общества, интересами национальной безопасности государства. И главное - это существование таких неоспоримых негативных последствий коррупции, как: снижение качества госуслуг, создание предпосылок для роста теневой экономики, укрепление позиций криминальных структур, международного терроризма и экстремизма.

        В региональном рейтинге Восточная Европа – Центральная Азия, куда входит и Казахстан, лидирующую позицию занимает Грузия – 57 баллов и 44-я позиция. У Казахстана 14-е место и одинаковое количество баллов с Россией и Украиной – 29 баллов и 131-е место. Нижнюю строчку регионального рейтинга занимает Узбекистан – 21 балл и 156-е место. Как пояснила исполнительный директор Transparency International Kazakhstan Наталья Ковалева, позитивно на восприятие коррупции в Казахстане повлияли громкие судебные разбирательства, фигурантами которых оказались высокопоставленные чиновники. В 2016 году таким был процесс по делу миллиардных хищений в АО «Астана ЭКСПО-2017». В рамках этого дела экс-глава нацкомпании Талгат Ермегияев осужден к 14 годам лишения свободы. «Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, аресты высокопоставленных чиновников показали намерения властей в искоренении этой проблемы. Это признание существования в стране политической коррупции. То есть в стране признают, что она есть, и показывают, что готовы бороться с ней даже на высоком уровне. Однако полноценного эффекта можно ждать только при внедрении превентивных мер. Это устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны», – считает Наталья Ковалева.

С другой стороны, в минувшем году в республике проигнорировали Панамский оффшорный скандал, в котором мелькали и казахстанские имена, отмечает исполнительный директор Transparency Internatonal Kazahkstan: «Когда были раскрыты документы Panama Papers, мы увидели, что оффшорные счета открыты на казахстанских политиков, на их детей, но никакого отзыва на это ни в казахстанском обществе, ни в правительственных кругах не было. Эта тема глубоко не обсуждалась в стране, не было расследования проведено. Я думаю, это сыграло отрицательную роль. Мы достойно не ответили на этот вызов. Если бы были какие-то расследования по этим счетам, то мы бы продемонстрировали свое желание бороться с коррупцией, именно в высших эшелонах власти. Возможно, индекс наш был бы и выше». Коррупционные риски в Казахстане увеличивает и замедление экономического роста, отмечают эксперты, но это проблема характерна для всего мира. Также в стране имеются вопросы к исполнению законодательства. «Я думаю, что в следующем году рейтинг у нас будет выше, если мы сможем объяснить, что в этой части у нас законодательство выполняется. У нас есть открытый реестр данных бизнеса, есть политическая воля составить реестр земельных ресурсов», – отметила Наталья Ковалева. Как составлялся ИВК-2016 Индекс восприятия коррупции – 2016 демонстрирует восприятие уровня коррупции в государственном секторе 176 стран и рассчитывается по шкале от 0 (крайне высокий уровень коррупции согласно восприятию) до 100 (крайне низкий уровень коррупции согласно восприятию). Страны с наилучшими показателями характеризуются открытым правительством, свободой прессы, гражданскими свободами и независимой судебной системой. Баллы отражают полноценность мер антикоррупционной политики государства. Как пояснила исполнительный директор Transparency Internatonal Kazahkstan Наталья Ковалева, в рэнкинге оценивается не уровень коррупции, а адекватность восприятия ее масштабов в странах, актуальность темы борьбы с коррупцией в СМИ и у экспертного сообщества, исполнение законодательства. Также анализируются долгосрочные и системные проблемы, которые приводят к коррупции. «Ни одна страна мира не набирала в этом в индексе 100 баллов. Даже в Дании и Новой Зеландии, которые набрали по 90 баллов, есть коррупция. Просто они придерживаются принципов прозрачности и подотчетности. Поэтому у них такие высокие оценки. У них очень активно гражданское общество развивается и активно участвует в формировании внутренней повестки дня», – отметила Наталья Ковалева. Индекс составляется на основе опросов, проведенных среди зарубежных экспертов и представителей деловых кругов. Их сбором занимаются независимые организации, специализирующиеся на анализе госуправления или бизнес-климата.

         В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане была все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства.

В связи с этим, есть Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

Целью Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы "нулевой" терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.

Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:

§  противодействие коррупции в сфере государственной службы;

§  внедрение института общественного контроля;

§  противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;

§  предупреждение коррупции в правоохранительных и судебных органах;

§  формирование уровня антикоррупционной культуры;

§  развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

        Нужно изучить и мировой опыт в этой области. Например, в Южной Корее право начинать расследование о коррупции имеет любой совершеннолетний гражданин страны, а в Сингапуре, если государственный служащий знал о готовящимся коррупционном преступлении и не сообщил соответствующим органам, его увольняют с должности.

Возможно, такой опыт нужно внедрять и у нас!

 

 

 

 

Автор: Главный специалист УГД Бостандыкского района отдела принудительного взимания Алайдаров Б.Б.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!