Тема: О борьбе с коррупцией в налоговых органах

  • 14.03.2018
  • |
  • 0
  • |
  • 2228
  • |
  • 0

Дата письма 14.03.2018

Тема: О борьбе с коррупцией в налоговых органах

 

Коррупция как негативное явление знакома всем странам мира. Известно также, что подлинного экономического процветания достигают лишь те государства, где коррупционные явления сведены к минимуму.

Было бы ошибочно понимать под коррупцией банальную взятку, которая является только одной из разновидностей этого преступления. Коррупция сегодня — это получение материальных и юридических преимуществ путем обхода законов в своих интересах, это и решение локальных частных проблем за счет «своих» людей, это и использование государственных функций в частных интересах, которые, как правило, идут вразрез с интересами общества, интересами национальной безопасности государства.

Одной из экономических причин коррупции является низкая заработная плата государственных служащих, а также большое количество запретительных норм и высокие полномочия во влиянии на деятельность фирм и граждан. Институциональными причинами считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законодательства.

Для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена Главой государства Н.А.Назарбаевым. Вот почему Президент в своем Послании народу Казахстана в качестве одного из семи приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. Эффективное сдерживание коррупции - общепризнанное условие построения правового государства.

В Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы также отмечается, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляя собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

Для борьбы с коррупцией в Республике сформирована законодательная база, а именно Закон «О борьбе с коррупцией», Указ Президента «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности госорганов и должностных лиц», а также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневого рынка, борьбу с правонарушениями в экономической сфере и т.д.

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Он определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

Сегодня в нашей республике все государственные органы и должностные лица в соответствии с Законом, также в пределах своей компетенции обязаны вести борьбу с коррупцией.

На ряду с этим, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан в целях реализации общенациональной программы по борьбе с коррупцией была разработана "Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан".

Она основана на оценке ситуации и перспектив по построению высокоэффективной налоговой службы, культивированной на нетерпимости к коррупции внутри органов налоговой службы.

Основная цель Стратегии заключается в совершенствовании системы противодействия коррупции в органах налоговой службы.

Реализация Стратегии развития налоговой службы Республики Казахстан и Стратегии борьбы с коррупцией в налоговом органе, осуществляется по трем основным направлениям.

1. Соблюдение сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиком путей "ускорения" получения услуги. Например, получить свидетельство налогоплательщика можно в течение двух рабочих дней, свидетельство индивидуального предпринимателя или патент - за один день, выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом - по истечении двух рабочих дней и т.д. Понятно, что при таких минимальных сроках налогоплательщик не будет искать "альтернативные пути" получения государственной услуги.

2. Минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых услуг, создания и развития современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. На сегодняшний день более 90% действующих налогоплательщиков переведены на электронный обмен документами с налоговым органом. В результате, предприниматель, не выходя из своего офиса, отправляет налоговую отчетность, просматривает свои лицевые счета, получает уведомления от налогового органа.

Все это также положительно повлияло на проблему очередей в территориальных налоговых управлениях. Если все же налогоплательщику необходимо получить от налогового органа какую-то справку, то его ждут современные Центры приема отчетности с максимально прозрачной системой работы.

3. Совершенствование условий труда, повышение заработной платы работникам органов налоговой службы и разработка гибкой системы премирования с целью стимулирования их профессионализма несомненно будет способствовать снижению уровня коррупции.

Существенное значение в сфере борьбы с коррупцией придается поднятию имиджа органов налоговой службы и повышению налоговой культуры налогоплательщиков, а также взаимодействию и активизации сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией с правоохранительными органами и институтами гражданского общества.

В целях выполнения Стратегии Налоговым управлением «Астана-жаңа қала» проводится работа в тесном взаимодействии с Налоговым департаментом по г. Астана по обеспечению законных прав и защиты интересов налогоплательщиков, по ограждению субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность.

Вместе с тем, помимо стратегических направлений налоговым органом разработан комплекс превентивных мер по устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений.

В здании налогового управления, а также в Центре приема отчетности действуют видеокамеры, позволяющие осуществлять контроль за сотрудниками, установлены ящики и книги для жалоб и предложений.

Вместе с тем борьба с коррупцией не станет результативной, если само общество в лице каждого гражданина не проявит решимость противостоять коррупции, а государственное управление не будет компетентным и эффективным.

В свою очередь, учитывая, что для решения данной проблемы необходимо двухсторонние участие - граждан и государства, то осознание того, что подкуп должностных лиц, также является уголовно наказуемым деянием очень важно.

 
 

Автор: Руководитель отдела администрирования ИП УГД по Наурызбайскому району ДГД г. Алматы М. Тарыбаев

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!