Протокол круглого стола «Вопросы налогового администрирования в рамках Таможенного союза» от 11 мая 2012 г.

  • 11.05.2012
  • |
  • 0
  • |
  • 1789
  • |
  • 0

ПРОТОКОЛ КРУГЛОГО СТОЛА

на тему «Вопросы налогового администрирования в рамках Таможенного союза»

г. Алматы                                                                                                                                   11 мая 2012 года



Участники круглого стола:

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Налоговый комитет, НК);

Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (далее - АНК)

В ходе обсуждения решено:


 

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

Автор

(ФИО и контакты)

Позиция НК МФ РК

По итогам круглого стола

1

Новые пункты в статью 276-18 Налогового кодекса

Статья 276-18. Особенности определения плательщиков налога на добавленную стоимость при импорте товаров

6. Отсутствует.

7. Отсутствует.

Статья 276-18. Особенности определения плательщиков налога на добавленную стоимость при импорте товаров

6. В случае если налогоплательщик Республики Казахстан приобретает товары, ранее импортированные на территорию Республики Казахстан налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, по которым не был уплачен налог на добавленную стоимость, уплата налога на добавленную стоимость по таким товарам осуществляется налогоплательщиком Республики Казахстан, собственником товаров либо комиссионером, поверенным.

7. В случае ввоза на территорию Республики Казахстан товаров постоянным учреждением юридического лица-нерезидента от такого юридического лица-нерезидента для собственных нужд, уплата налога на добавленную стоимость по такому ввозу не осуществляется.

Приведение в соответствие с пунктом 1.4 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 года.

(поручения КПМ У.Шукеева от 22.10.2011 г. № 20-25/2570)

PwC:

Поправка НК МФ РК направлена в рассмотрение рабочей группы в МЭРТ РК.

Принято Вынести на заседание РГ МЭРТ

2

Статья 276-2.

3. Облагаемым импортом являются:

1) товары, ввезенные (ввозимые) на территорию РК (за исключением освобожденных от НДС в соответствии с пунктом 2 ст. 276-15 настоящего Кодекса)

Статья 276-2.

3. Облагаемым импортом являются:

1) товары, ввезенные (ввозимые) на территорию РК на основании договоров купли-продажи или лизинга товаров (за исключением освобожденных от НДС в соответствии с пунктом 2 ст. 276-15 настоящего Кодекса)

Уточняющая редакция, с целью приведения в соответствие с:

а) пунктом 1 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 года (предусматривающим уплату НДС в случае приобретения товаров на сновании договора), а также

б) предлагаемыми редакциями статей 276-15 и 276-8 (в частности, в соответствии с предлагаемой редакцией ст. 276-8 размер облагаемого импорта товаров будет определяться на основе стоимости приобретенных товаров).

Данная редакция исключит риск того, что несмотря на положения статей 276-8 и 276-15 облагаемым импортом будет признаваться любой ввоз товаров.

PwC

Не принято.

Согласно нормам соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС импорт товаров - это ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника таможенного союза.

При этом товар - это реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии.

Таким образом, возможны случаи импорта товара на территорию РК без договора купли-продажи.

При этом отмечаем, что на очередном заседании ЭГ «Косвенные налоги» планируется вынесение вопроса касательно определения размера облагаемого импорта в случае отсутствия договора (контракта). Поскольку ни нормами протокола, ни нормами Налогового кодекса РК не предусмотрено определение размера облагаемого импорта в случае отсутствия договора (контракта).

Не принято

3

Ст.276-6, пункт 2, абзац 5

Статья 276-6. Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта 2. абзац 5 При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1) и 2) части второй настоящего пункта, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Статья 276-6. Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта

2. абзац 5 При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1) и 2) части второй настоящего пункта, датой принятия на учет импортированных товаров признается дата, выбранная налогоплательщиком.

Данное дополнение позволит не применять штрафные санкции к налогоплательщикам, использующим поставки по Инкотермс и право собственности на товар импортеру переходит у поставщика товара при его отгрузке.

ТОО «Джей Ти Ай Казахстан»

Обсудить

Поскольку необходима согласованная позиция членов АНК по данному вопросу.

На доработку.

АНК представит в НКМФ согласованную позицию членов АНК

4

пп.2 п.1 ст.243

пп.1 п.3 ст.237

Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

2) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе таможенного союза…..

3.В случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта датой совершения оборота по реализации товара является:

1)дата фактического пересечения таможенной границы таможенного союза в пункте пропуска, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

Исключить

…а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска

таможенной границе таможенного союза…..

Заменить

1) дата оформления грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта.

Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются: декларация на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта и по копии транспортного документа, представленного покупателем через средства связи в электронном виде

На практике возникают трудности при подтверждении даты фактического пересечение границы РК в пункте пропуска: таможенные органы не всегда предоставляют ГТД, либо предоставляют несвоевременно, хотя существует Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 330 «О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза». На основании, которого должны предоставляться ГТД, но данный документ не регламентирует сроков предоставления ГТД с отметкой таможни в месте убытия.

Более возможным представляется подтвердить экспорт в третьи страны по копии транспортного документа, предоставленного покупателем.

АО «Рахат»

Обсудить

УАНДС

Считаем, что данный вопрос относится к вопросам формирования налоговой политики, ответственным за которую является МЭРТ РК.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 242 Налогового кодекса экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством РК.

При этом, согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта датой совершения оборота по реализации является дата фактического пересечения таможенной границы таможенного союза в пункте пропуска, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, учитывая, что товар таможенную территорию таможенного союза может покинуть позже даты оформления декларации на товары, то подтверждение факта пересечения может быть произведено только таможенным органом в пункте пропуска путем проставления соответствующей отметки, т.е. факт оформления декларации на товары не является подтверждением факта вывоза товара за пределы таможенной территории таможенного союза.

Данный вопрос налогоплательщику необходимо поднять в КТК МФ РК.

5

276-21

Статья 276-21. Порядок представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

при экспорте товаров в таможенном союзе

1. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное налогоплательщиком Республики Казахстан от налогоплательщика государства - члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья), представляется налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства -

члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, в соответствии с пунктом 2 статьи

276-20 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган

в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения оборота:

по реализации товаров при экспорте товаров;

по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья.

2. При непредставлении налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства - члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, заявления о ввозе товаров и уплате

косвенных налогов на бумажном носителе в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, оборот по реализации товаров

при экспорте товаров или по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья подле-

жит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, и уплате в бюджет по сроку уплаты за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота по реализации.

Начисление указанных в настоящем пункте сумм налога на добавленную стоимость производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом.

3. В случае несвоевременной и неполной уплаты суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии с

пунктом 2 настоящей статьи, налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового

обязательства и меры принудительного взыскания в порядке, определенном главами 85 и 86 настоящего Кодекса.

4. В случае представления плательщиком налога на добавленную стоимость заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по истечении срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 599 и 602 настоящего Кодекса.

При этом уплаченные суммы пени, начисленные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, возврату не подлежат.

Касательно подтверждения экспорта товаров

В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 1 Протокола «Опорядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» документами, подтверждающими экспорт товаров, является, в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов таможенного союза).

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 276-11 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, является в том числе и о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).

Таким образом, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при экспорте налогоплательщик государства-члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, обязан одновременно с налоговой декларацией представить в налоговый орган наряду с другими документами заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого экспортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

Считаем, что если ранее подтверждением экспорта товаров являлось оформление соответствующей ГТД в момент таможенного оформления в таможенном органе РК, то сейчас предполагается переложить часть обязанностей по администрированию экспорта товаров на самого экспортера. То есть казахстанский экспортер подтверждает перед казахстанскими налоговыми органами факт вывоза товара за пределы территории РК, например, в РФ, фактом уплаты покупателем-резидентом РФ косвенных налогов на территории РФ, для чего необходимо получить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств)) от импортера в РФ.

Таким образом, подтверждение экспорта товара налогоплательщиком РК будет зависеть от действий другого хозяйствующего субъекта-резидента РФ, что и усложняет и требует много времени для подтверждения экспорта.

Считаем, что необходимо устранить такую зависимость при налогообложении экспорта товаров в страны-члены таможенного союза и сделать электронный обмен информациями факта уплаты косвенных налогов между Налоговыми органами РК, РФ и РБ. А также при импорте товаров отменить представление документов на бумажных носителях предусмотренных п. 3 статьи 276-20 и предусмотреть представление налогоплательщиком и подтверждение Налоговыми органами ФНО 328.00., 320.00, в электронном виде.

АО «Рахат»

Обсудить

Касательно отмены представления документов, предусмотренных п. 3 ст. 276-20 НК отмечаем, что данное требование предусмотрено нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС.

При этом, следует отметить, что вопрос относительно перехода на представление налогоплательщиками-импортерами заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган только в электронном виде был вынесен на рассмотрение российской и белорусской Сторон.

Позиция казахстанской Стороны направлена в Комиссию Таможенного союза.

Даны разъяснения

6

276-8

П 1-2

Статья 276-8. Определение размера облагаемого импорта

1. Размер облагаемого импорта товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, определяется на основе стоимости товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов таможенного союза, если иное не установлено настоящей статьей.

2. Для целей настоящей статьи стоимость товаров определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения.

Принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости товаров на основе цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта), если иное не установлено настоящей статьей, включая следующие понесенные налогоплательщиком расходы, если они не были ранее включены:

1) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на территорию Республики Казахстан (с представлением подтверждающих документов):

стоимость транспортировки (включая экспедиторские услуги);

расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров.

В случае отсутствия в представленных документах расчетов по расходам, указанным в настоящем подпункте, до иного места ввоза товаров, в стоимость товаров включается вся сумма расходов, указанных в представленных документах.

При этом для целей настоящего подпункта иным местом ввоза товаров является:

при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении - автомобильный пункт пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, установленный Правительством Республики Казахстан;

при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - первый приграничный пункт пропуска (станция), установленный Правительством Республики Казахстан;

при транспортировке товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи - пункт сдачи товаров;

2) стоимость страхования;

3) расходы, понесенные покупателем:

стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

В случае, если по условиям договора (контракта) в цену сделки включены расходы, указанные в подпунктах 1) - 3) настоящего пункта, то стоимость ввезенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте).

Статья 276-8. Определение размера облагаемого импорта

1. Размер облагаемого импорта товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, определяется на основе стоимости приобретенных товаров, если иное не установлено настоящей статьей.

2. Для целей настоящей статьи стоимость приобретенных товаров определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения.

Принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости приобретенных товаров на основе цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта), если иное не установлено настоящей статьей.

В случае, если по условиям договора (контракта) в цену сделки включены расходы налогоплательщика по доставке товаров, то стоимость приобретенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте), с учетом таких расходов.

абзац 3 п.2 ст.276-8 НК:

«В случае, если по условиям договора (контракта) в цену сделки включены расходы налогоплательщика по доставке товаров и другие расходы, то стоимость приобретенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте), с учетом таких расходов.»

Необходимо либо полностью исключить данный абзац, либо исключить слово «налогоплательщика», так как не ясно, о чьих расходах идет речь – продавца или покупателя?

Из смысла предлагаемых изменений, здесь должны иметься в виду только расходы продавца (так как все сопутствующие расходы, которые берет на себя покупатель, будут выставляться транспортными\страховыми и прочими организациями напрямую покупателю, а значит не будут включаться в стоимость приобретаемых товаров). Однако, некорректная ссылка на «налогоплательщика» может привести к спорам и разночтению, так как по статье 12 НК, под налогоплательщиком понимается «лицо, являющееся плательщиком налогов [в РК]».

PwC, Минтакс, КМГ

Обсудить

Поскольку по данному вопросу необходима согласованная позиция АНК.

При этом отмечаем, что в соответствии с п. 1 Протокола заседания консультационного совета по вопросам налогообложения № 6 от 20.06.2011 г. поручено внести данную поправку.

Вынести на заседание РГ МЭРТ

7

241

пп.4) п.6 ст.241 НК:

отсутствует

пп.4) п.6 ст.241 НК:

«4) стоимость работ, услуг,

указанных в пункте 1 настоящей статьи, включена в размер облагаемого импорта, определяемого в соответствии со статьей 276-8 настоящего Кодекса, по которому налог на добавленную стоимость на ввозимые товары из государств-членов таможенного союза уплачен в бюджет Республики Казахстан и не подлежит возврату в соответствии с главой 37-1 настоящего Кодекса.»

Текущая редакция п.6 ст.241 НК предусматривает освобождение от обложения НДС за нерезидента только той стоимости работ, услуг, которая включена в таможенную стоимость импортируемых товаров, определяемую в соответствии с таможенным законодательством РК. Для целей применения НДС на импорт товаров во взаимной торговле в таможенном союзе предлагается такое же исключение во избежание двойного НДС на одну и ту же стоимость: НДС на импорт и НДС за нерезидента.

Предлагается внести в действие ретроспективно, с 1 июля 2010г.

Минтакс

Обсудить

Рассмотреть данную поправку в рамках рабочей группы в МЭРТ РК.

Принято

Вынести на заседание РГ МЭРТ

8

610

Ст. 610. Пеня на неуплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет

отсутствует

п. 14 ст. 610:

Пеня не начисляется в случае включения работ и услуг в таможенную стоимость товаров в соответствии с таможенным законодательством РК либо ст. 276-8 НК, если по таким работам и услугам был уплачен НДС за нерезидента в соответствии со ст. 241 НК.

На практике оказываются услуги, например, по программному обеспечению, инжиниринговые, подписывается Акт выполненных работ, исчисляется НДС за нерезидента.

Например, Акт подписан на 1 млн. долл., НДС исчислен в сумме 120 000 долл, затем этот НДС отнесен в зачет.

При ввозе данной информации на дисках или еще как - таможенники несмотря ни на что исчисляют НДС на импорт. Получается двойное налогообложение.

Налогоплательщик естественно подает на уменьшение НДС за нерезидента.

Кроме того, он обязан по простому НДС исключить из зачета НДС за нерезидента. НО здесь набегает пеня. И могут быть огромные суммы в зависимости от сделки.

КМГ

Обсудить.

Рассмотреть данное предложение в рамках рабочей группы в МЭРТ РК.

Согласно п. 2) п. 6 ст. 241 НК не подлежат обложению НДС работы, услуги, представленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК, по которым произведено таможенное декларирование импорта товаров, осуществляемого по внешнеторговым сделкам.

(При этом считаем целесообразным внести изменение в п. 6 ст. 241 НК. См. предложение выше Минтакс)

При этом отмечаем, что в случае импорта товаров с государств-членов ТС в случае оказания услуг по программному обеспечению действуют нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, указании услуг в ТС от 11.12.2009 г.

Вынести на заседание РГ МЭРТ

9

Пункт 3 статьи 276-15 Налогового кодекса

Статья 276-15. Обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость в таможенном союзе

3. Временный ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Республики Казахстан, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Для целей части первой настоящего пункта под временным ввозом товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов таможенного союза понимается ввоз товаров, в том числе транспортных средств, на территорию Республики Казахстан с обязательством о последующем вывозе с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров.

При этом отдельными налогоплательщиками представляется обязательство о последующем вывозе с территории Республики Казахстан временно ввезенных товаров, транспортных средств и его исполнение по форме, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Срок временного ввоза товаров определяется лицом, осуществляющим временный ввоз товаров, в соответствии с целями и обстоятельствами такого ввоза, но не может превышать два года с даты представления обязательства о последующем вывозе с территории Республики Казахстан таких временно ввезенных товаров, за исключением лиц, указанных в абзаце девятом подпункта 2) статьи 276-2 настоящего Кодекса.

Исполнение налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость юридическими лицами-нерезидентами, осуществляющими деятельность без образования постоянного учреждения, при временном ввозе на территорию Республики Казахстан товаров, не предусмотренных указанным перечнем, производится в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом.

В случае невывоза товаров, временно ввезенных на территорию Республики Казахстан, по которым не был уплачен налог на добавленную стоимость при ввозе, такой ввоз товаров в целях налогообложения признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты ввоза товаров на территорию Республики Казахстан по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса.

Статья 276-15. Обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость в таможенном союзе

3. Исключить.

Приведение в соответствие с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 года.

(поручения КПМ У.Шукеева от 22.10.2011 г. № 20-25/2570)

PwC:

Согласны с предложением. Однако, считаем необходимым:

а) предусмотреть порядок налогообложения в случае реализации находящегося на территории РК товара, который был ранее импортирован на основании договора аренды; либо подтвердить, что в соответствии с предлагаемой редакцией такая реализация не будет являться облагаемой;

б) привести в соответствие статьи 276-2 и 276-4 (предлагаемая редакция приводится ниже)

Обсудить

При этом отмечаем, что по данному вопросу НК МФ РК предлагает поправку в статью 276-18 НК.

Редакция НК МФ РК:

«Статья 276-18. Особенности определения плательщиков налога на добавленную стоимость при импорте товаров

6. В случае если налогоплательщик Республики Казахстан приобретает товары, ранее импортированные на территорию Республики Казахстан налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, по которым не был уплачен налог на добавленную стоимость, уплата налога на добавленную стоимость по таким товарам осуществляется налогоплательщиком Республики Казахстан, собственником товаров либо комиссионером, поверенным.»

Принято

Вынести на заседание РГ МЭРТ

10

Статья 276-2 Налогового кодекса

Статья 276-2.

Плательщиками НДС в таможенном союзе являются:

2) лица, импортирующие товары на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза:

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения

Параграф 9 исключить

Статья 276-2.

Плательщиками НДС в таможенном союзе являются:

2) лица, импортирующие товары на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза:

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения

PwC:

Приведение в соответствие с пунктом 1 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 года (а также предлагаемой редакцией статьи 276-15), в соответствии с которой НДС уплачивается по месту постановки на учет налогоплательщиков-собственников товаров.

Обсудить

Рассмотреть данную поправку в рамках рабочей группы в МЭРТ РК.

Вынести на заседание РГ МЭРТ

11

Ø статьи 1 и 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе;

Ø статьи 276-3, 276-5, 276-10, 276-11, 276-20 Налогового кодекса

В ходе осуществления железнодорожных перевозок грузов у казахстанской компании, владеющей на праве собственности грузовыми вагонами, возникает необходимость в проведении текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, который не является плановым и возникает в результате угрозы безопасности движения поездов.

В частности, такой ремонт на территории Российской Федерации осуществляют эксплуатационные вагонные депо, принадлежащие ОАО «Российские железные дороги» (далее – РЖД).

При этом текущий отцепочный ремонт вагонов зачастую выполняется путем замены неисправных узлов и деталей.

Поскольку казахстанская компания не имеет возможности самостоятельно вывезти с территории Российской Федерации снятые узлы и детали грузовых вагонов, была достигнута договоренность о том, что они будут оставаться на территории Российской Федерации путем их реализации РЖД.

На сегодняшний момент ни международные договоры, заключенные между государствами – членами таможенного союза, ни Налоговый кодекс не содержат положений, предусматривающих порядок обложения НДС реализации узлов и деталей, снятых в процессе ремонта грузовых вагонов, по пути их следования по территории Российской Федерации.

В целях получения разъяснения по возникшему вопросу было направлено письмо в НК МФ РК от 30.03.2012 г. № 01/349. В ответ от НК МФ РК было получено разъяснение от 18.04.2012 г. № НК-12-22/3884, который не содержит четкого ответа о порядке обложения НДС в сложившейся ситуации. При этом сообщается, что на предстоящем заседании экспертной группы «Косвенные налоги» наш вопрос будет озвучен.

Только из телефонного разговора с исполнителем письма следует, что по мнению НК МФ РК местом реализации узлов и деталей является территория Республики Казахстан. Следовательно, реализация таких товаров является для казахстанской компании экспортом товаров.

В тоже время от Департамента налоговой политики и методологии налогового учета РЖД по данному вопросу получено разъяснение. По мнению РЖД местом реализации узлов и деталей является территория Российской Федерации. Следовательно, у казахстанской стороны не возникает НДС по реализации, а РЖД при приобретении узлов и деталей должны исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.

Поскольку одним из подтверждающих документов экспорта товаров является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое казахстанская компания должна получить от РЖД, подтверждающее факт уплаты РЖД НДС на импорт, применение нулевой ставки НДС по экспорту товаров становится невозможным.

Таким образом, необходима единая позиция казахстанских и российских налоговых органов по данному вопросу.

Считаем, что для казахстанской компании такая реализация является экспортом товаров, который должен облагаться НДС по нулевой ставке. Соответственно, для РЖД приобретение узлов и деталей должно рассматриваться как импорт товаров.

В связи с чем необходимо внести соответствующие дополнения в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, а также в Налоговый кодекс.

ENRC

Обсуждение

Для казахстанской компании такая реализация является экспортом товаров, который должен облагаться НДС по нулевой ставке. Соответственно, для российской стороны приобретение узлов и деталей должно рассматриваться как импорт товаров.

Перечень документов подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС указаны в пункте 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС от 11.12.2009г.

При ремонте в РФ:

Счет-фактура,

Договор, акт выполненных работ.

При уменьшении стоимости ремонта на сумму стоимости оставленной (сломанной) запчасти – соответствующая счет-фактура.

При этом отмечаем, что в целях однозначного понимания указанного вопроса, вопрос будет выносится на рассмотрение Экспертной группы «Косвенные налоги».

Налоговому комитету отправить запрос в ФНС России

Полный текст протокола можно получить, отправив запрос на info@ank.kz.

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!