Закон Республики Казахстан О налоговом консультировании

  • 01.11.2017
  • |
  • 2
  • |
  • 3863
  • |
  • 0

Приложение 2.

Проект

Закон Республики Казахстан

О налоговом консультировании

 

Оглавление:

Глава 1. Общие положения. 10

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. 10

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о налоговом консультировании. 11

Статья 3. Налоговое консультирование в Республике Казахстан. 12

Статья 4. Принципы налогового консультирования. 13

Статья 5. Субъекты налогового консультирования. 13

Глава 2. Функции государственных органов и Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб в сфере налогового консультирования. 13

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан. 13

Статья 7. Компетенция регулирующего государственного органа. 13

Статья 8. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб в сфере налогового консультирования  14

Глава 3. Порядок проведения аттестации налогового консультанта. Квалификационное свидетельство. 14

Статья 9. Аттестация налогового консультанта. 14

Статья 10. Квалификационное свидетельство налогового консультанта. 15

Глава 4. Организация налоговых консультантов. Квалификационное свидетельство организации налогового консультанта. 17

Статья 11. Организация налоговых консультантов. 17

Статья 12. Квалификационное свидетельство организации налоговых консультантов. 17

Глава 5. Права и обязанности налогового консультанта, организации налоговых консультантов  19

Статья 13. Права налогового консультанта. 19

Статья 14. Обязанности налогового консультанта. 20

Статья 15. Права и обязанности организации налоговых консультантов. 20

Статья 16. Профессиональная тайна налогового консультанта. 22

Глава 6. Аудит по налогам.. 23

Статья 17. Понятие, типы и виды аудита по налогам.. 23

Статья 18. Порядок проведения аудита по налогам. Заключение аудита по налогам.. 23

Статья 19. Ограничение права на проведение аудита по налогам.. 25

Статья 20. Права и обязанности налогового аудитора. 25

Статья 21. Права и обязанности субъекта аудита по налогам.. 26

Статья 22. Ответственность субъекта аудита по налогам.. 27

Глава 7. Профессиональная организация налоговых консультантов. 27

Статья 23. Профессиональная организация налоговых консультантов. 27

Статья 24. Права и обязанности профессиональной организации налоговых консультантов. 28

Статья 25. Членство в профессиональной организации налоговых консультантов. 30

Статья 26. Органы управления профессиональной организации налоговых консультантов. 32

Статья 27. Обеспечение имущественной ответственности при налоговом консультировании. 34

Статья 28. Квалификационная комиссия. 35

Глава 8. Контроль в сфере налогового консультирования. 36

Статья 29. Контроль качества и его виды.. 36

Статья 30. Контроль профессиональной организации налоговых консультантов за деятельностью организаций налоговых консультантов и налоговых консультантов. 36

Статья 31. Контроль регулирующего государственного органа. 38

Статья 32. Ответственность в сфере налогового консультирования. 38

Глава 9. Заключительные положения. 39

Статья 33. Рассмотрение споров. 39

Статья 34. Переходные положения. 39

Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Закона. 39

 


 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, налоговыми консультантами, организациями налоговых консультантов и профессиональной организацией налоговых консультантов в процессе осуществления деятельности по налоговому консультированию в Республике Казахстан.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1.                В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1)                аудит по налогам – аудит по вопросу полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств по налогам и платежам в бюджет, а также полноты и своевременности исполнения обязательств по социальным платежам, проводимый в порядке, определяемом регулирующим государственным органом в соответствии с настоящим Законом, налоговым и иным законодательством Республики Казахстан;

2)                единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов – информационная система профессиональной организации налоговых консультантов, почему ПОНК? содержащая сведения о лицах, имеющих статус налогового консультанта, и лицах, имеющих статус организации налоговых консультантов;

3)                квалификационное свидетельство налогового консультанта – документ, подтверждающий соответствие лица требованиям к уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в налоговые консультанты, выданный физическому лицу профессиональной организацией налоговых консультантов;

4)                квалификационное свидетельство организации налоговых консультантов – документ, подтверждающий профессиональный статус юридического лица в качестве организации налоговых консультантов, выданный юридическому лицу профессиональной организацией налоговых консультантов;

5)                консультируемое лицо – физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, филиал и (или) представительство юридического лица, заключившее возмездный договор с организацией налоговых консультантов или налоговым консультантом по налоговому консультированию;

6)                налоговый аудитор – аудиторская организация, организация налоговых консультантов, квалификация которых подтверждена в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7)                налоговый консультант – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным настоящим Законом, получившее квалификационное свидетельство налогового консультанта, являющееся членом некоммерческой организации налоговых консультантов и внесенное в единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов;

8)                организация налоговых консультантов – юридическое лицо, созданное в форме товарищества с ограниченной ответственностью, осуществляющее деятельность по налоговому консультированию и внесенное в единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов;

9)                правила профессиональной организации налоговых консультантов – документ, определяющий порядок организации деятельности профессиональной организации налоговых консультантов и ее членов;

10)           профессиональная организация налоговых консультантов – саморегулируемая организация в сфере предпринимательской деятельности, объединяющая на условиях членства 20 и более субъектов частного предпринимательства, созданная в целях обеспечения саморегулирования деятельности по налоговому консультированию, соответствующая требованиям, установленных настоящим Законом и включенная в реестр саморегулируемых организаций;

11)           регулирующий государственный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере налоговых отношений и налогового консультирования;

12)           стандарт профессиональной организации налоговых консультантов – документ, устанавливающий требования для многократного использования организациями налоговых консультантов единых и обязательных принципов налогового консультирования;

13)           субъект аудита по налогам – физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, в отношении которого проводится аудит по налогам.

2.                Понятия гражданского, налогового и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о налоговом консультировании

1.                Законодательство Республики Казахстан о налоговом консультировании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2.                Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Налоговое консультирование в Республике Казахстан

1.                Налоговое консультирование в Республике Казахстан – квалифицированная помощь, оказываемая субъектами налогового консультирования юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, по исполнению ими налогового законодательства Республики Казахстан и иного законодательства, регулирующего исполнение обязательств по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

2.                Налоговое консультирование включает в себя оказание следующих услуг:

1)                консультирование по вопросам применения положений налогового законодательства Республики Казахстан и иного законодательства, регулирующего исполнение обязательств по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам, подготовка заключений по их применению;

2)                налоговое планирование для консультируемых лиц, оценка налоговых рисков, а также подготовка рекомендаций по порядку исполнения налоговых обязательств, включая рекомендации по ведению налогового учета и порядку определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3)                составление и (или) представление в налоговые органы налоговых форм, включая налоговую отчетность, иных документов, являющихся частью налогового учета или подлежащих представлению в налоговые органы консультируемыми лицами, а также заверение данных документов в случаях, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

4)                представительство от имени и по поручению консультируемого лица по вопросам налоговых отношений в налоговых, судебных и иных органах, а также представительство в исполнении налоговых обязательств консультируемого лица в случаях, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

5)                постановка и ведение налогового учета консультируемых лиц;

6)                участие налогового консультанта, работника организации налоговых консультантов, в качестве специалиста или эксперта по вопросам налоговых отношений, в судебных, правоохранительных и других органах;

7)                проведение проверки соответствия налогового и бухгалтерского учетов консультируемых лиц требованиям налогового законодательства Республики Казахстан и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

8)                проведение аудита по налогам и составление заключения аудита по налогам в порядке, установленном регулирующим государственным органом.

3. Оказание услуг налогового консультирования осуществляется исключительно организациями налоговых консультантов, за исключением следующих видов услуг, оказание которых производится как организациями налоговых консультантов, так и налоговыми консультантами, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя:

1)      консультирование физических лиц по вопросам применения положений налогового законодательства Республики Казахстан и иного законодательства, регулирующего исполнение обязательств физических лиц по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам, подготовка заключений по их применению;

2)      составление и представление в налоговые органы налоговой отчетности, иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы физическими лицами, а также заверение данных документов в случаях, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы налогового консультирования

Основными принципами налогового консультирования являются:

1)                независимость;

2)                объективность;

3)                профессиональная компетентность;

4)                конфиденциальность;

5)                честность.

Статья 5. Субъекты налогового консультирования

1. Субъектами налогового консультирования признаются организации налоговых консультантов и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию.

2. Организации налоговых консультантов и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, в случаях, установленных настоящим Законом, обязаны быть членами профессиональной организации налоговых консультантов.

Организации налоговых консультантов и индивидуальные предприниматели могут быть членами только одной профессиональной организации налоговых консультантов.

Глава 2. Функции государственных органов и Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб в сфере налогового консультирования

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1)           определяет регулирующий государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере налогового консультирования;

2)           выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция регулирующего государственного органа

К компетенции регулирующего государственного органа относятся:

1)           реализация государственной политики в сфере налогового консультирования;

2)           разработка и утверждение нормативных правовых актов в сфере налогового консультирования;

3)           разработка и утверждение порядка проведения аудита по налогам, формы и порядка представления заключения аудита по налогам;

4)           осуществление государственного контроля за деятельностью профессиональной организации налоговых консультантов;

5)           осуществление государственного контроля за деятельностью налоговых аудиторов в части соблюдения требований к порядку составления и предоставления налоговому органу заключения аудита по налогам;

6)           формирование и организация работы апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб в сфере налогового консультирования;

7)           делегирование представителей в состав квалификационной комиссии;

8)           осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 8. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб в сфере налогового консультирования

1. Для рассмотрения жалоб в сфере налогового консультирования регулирующий государственный орган создает апелляционную комиссию.

Состав и положение об апелляционной комиссии определяются регулирующим государственным органом.

2. В состав апелляционной комиссии входит равное количество представителей регулирующего государственного органа, профессиональных организаций налоговых консультантов и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.

3. По окончании рассмотрения жалобы, регулирующий государственный орган выносит мотивированное решение, с учетом решения апелляционной комиссии.

Глава 3. Порядок проведения аттестации налогового консультанта. Квалификационное свидетельство

Статья 9. Аттестация налогового консультанта

1.                Аттестация физических лиц, желающих стать налоговыми консультантами, проводится с целью определения профессиональной, квалификационной пригодности этих лиц для осуществления налогового консультирования, путем сдачи ими квалификационных экзаменов в квалификационной комиссии профессиональной организации налоговых консультантов. а членом ФЛ должно быть в НОНК (?)

2.                Профессиональная организация налоговых консультантов может определять категории налоговых консультантов в зависимости от специализации налогового консультирования, основанной на особенностях порядка налогообложения различных категорий налогоплательщиков, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, включая особенности порядка налогообложения, установленные для юридических лиц или для физических лиц.

3.                Тестовые задания и перечень вопросов для проведения квалификационных экзаменов налоговых консультантов по каждой категории налоговых консультантов разрабатываются квалификационной комиссией.

4.                К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет в налоговой, экономической, финансовой или в правовой сферах, в сферах налогового консультирования или аудита, или в области научно-преподавательской деятельности по налоговым отношениям, бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях.

5.                К аттестации не допускаются лица, имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными.

6.                Для допуска к аттестации физическое лицо представляет:

1)           заявление по форме, установленной профессиональной организацией налоговых консультантов;

2)           документ, подтверждающий получение высшего образования;

3)           справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за правонарушения в сфере экономической деятельности, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. а где документ, подтверждающий членство в НОНК?

7.                Основанием для отказа в допуске физического лица к аттестации является несоблюдение одного из условий, предусмотренных настоящей статьей.

8.                Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к ее повторному прохождению по истечении трех месяцев с даты принятия решения квалификационной комиссией.

9.                Лица, которые были лишены квалификационного свидетельства за нарушение обязанностей налогового консультанта, не допускаются к экзаменам в течение трех лет с даты его лишения.

Статья 10. Квалификационное свидетельство налогового консультанта

1.                Квалификационное свидетельство «налоговый консультант» является документом, подтверждающим соответствие лица требованиям к уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в налоговые консультанты по каждой категории налоговых консультантов, выданным профессиональной организацией налоговых консультантов, на основании которого, налоговый консультант включается в реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов.

2.                Лицо, прошедшее аттестацию, получают квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «налоговый консультант» соответствующей категории.  Решение о присвоении квалификации «налоговый консультант» публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых профессиональной организацией налоговых консультантов, а также на официальном сайте профессиональной организации налоговых консультантов.

3.                Прекращение действия квалификационного свидетельства налогового консультанта осуществляется в случаях:

1)           смерти лица;

2)           признания лица по вступившему в законную силу решения суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;

3)           вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

4)           вступления в законную силу судебного решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5)           лишения квалификационного свидетельства. А где институт периодической переаттестации? Пожизненное действие квал.свидетельства неверно, оно должно иметь срок действия (напр., 3 года).

4.                В случае прекращения действия квалификационного свидетельства, профессиональная организация налоговых консультантов вносит в единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов соответствующую информацию, с указанием даты и времени прекращения квалификационного свидетельства.

5.                Лишение квалификационного свидетельства осуществляется:

1)           квалификационной комиссией в случаях и в порядке, установленных уставом профессиональной организации налоговых консультантов;

2)           в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в том числе решением суда по иску регулирующего государственного органа, профессиональной организации налоговых консультантов либо организации налоговых консультантов в случаях:

неоднократного нарушения налоговым консультантом стандартов, правил и устава профессиональной организации налоговых консультантов, кодекса этики налоговых консультантов;

неоднократного нарушения налоговым консультантом законодательства Республики Казахстан в сфере налогового консультирования либо нарушения законодательства Республики Казахстан, причинившего ущерб интересам государства, физических или юридических лиц;

установления факта предоставления налоговым консультантом недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи квалификационного свидетельства.

6.                Решение квалификационной комиссии о прекращении или лишении квалификационного свидетельства может быть обжаловано в регулирующий государственный орган или в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

7.                Решение о лишении квалификационного свидетельства публикуется профессиональной организации налоговых консультантов на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых профессиональной организацией налоговых консультантов, а также на официальном сайте профессиональной организации налоговых консультантов в течение пяти календарных дней с даты принятия решения.

8.                Лица, которые были лишены квалификационного свидетельства, к повторному подтверждению квалификации допускаются не ранее, чем через три года.

Глава 4. Организация налоговых консультантов. Квалификационное свидетельство организации налогового консультанта

Статья 11. Организация налоговых консультантов

1.                Организацией налоговых консультантов является юридическое лицо, созданное на территории Республики Казахстан в форме товарищества с ограниченной ответственностью, получившее квалификационное свидетельство «организация налоговых консультантов» в порядке, установленном настоящим Законом, и внесенное в единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов.

2.                В составе организации налоговых консультантов должны быть не менее двух налоговых консультантов, в качестве участника неверно или работника.

Для целей настоящего пункта, налоговый консультант может осуществлять свою деятельность в качестве налогового консультанта в составе только одного юридического лица, имеющего статус организации налогового консультанта, в качестве участника неверно или работника.

3.                Организация налоговых консультантов для осуществления деятельности по налоговому консультированию в части аудита по налогам или по заверению налоговых форм налогоплательщиков непонятна логика – почему только в части аудита? Не бьет с 12.1, 34.3 обязана быть членом профессиональной организации налоговых консультантов. Организация налоговых консультантов обязана стать членом профессиональной организации налоговых консультантов до момента осуществления деятельности по аудиту по налогам или по заверению налоговых форм налогоплательщиков.

4.                Организация налоговых консультантов может быть членом только одной профессиональной организации налоговых консультантов.

Статья 12. Квалификационное свидетельство организации налоговых консультантов

1.                Квалификационное свидетельство «организация налоговых консультантов» является документом, подтверждающим соответствие юридического лица требованиям, установленным настоящим Законом, выданным профессиональной организацией налоговых консультантов, на основании которого организация налоговых консультантов включается в реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов и осуществляет налоговое консультирование.

2.                Решение о присвоении квалификации «организация налоговых консультантов» принимается коллегиальным органом управления профессиональной организации налоговых консультантов на основании заявления юридического лица и документов, подтверждающих соответствие юридического лица требованиям настоящего Закона, представляемых по форме, установленной профессиональной организацией налоговых консультантов. не нашел я никаких требований, кроме циклической ссылки на наличие квал.свидетельства (в 11.1). И ссылки нет на порядок/правила ПОНК или кого-либо еще.

3.                Приостановление действия квалификационного свидетельства организации налоговых консультантов осуществляется в следующих случаях:

1)           по заявлению организации налоговых консультантов;

2)           в связи с временным почему априори «временное»? несоответствием организации налоговых консультантов требованиям настоящего Закона.

Лица, действие квалификационных свидетельств которых приостанавливается по основаниям, предусмотренным подпунктом 2) настоящего пункта, должны уведомить об этом профессиональную организацию налоговых консультантов.

4.                Приостановление действия квалификационного свидетельства организации налоговых консультантов осуществляется решением коллегиального органа управления профессиональной организации налоговых консультантов.

5.                Прекращение действия квалификационного свидетельства организации налоговых консультантов осуществляется в случаях:

1)           ликвидации юридического лица;

2)           лишения квалификационного свидетельства.

6.                Лишение квалификационного свидетельства, за исключением случаев, установленных пунктом 7 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в том числе решением суда по иску регулирующего государственного органа или профессиональной организации налоговых консультантов в случаях:

1)           неоднократного нарушения организацией налоговых консультантов законодательства Республики Казахстан в сфере налогового консультирования, иного законодательства Республики Казахстан, причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц;

2)           установления факта предоставления организацией налоговых консультантов недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи квалификационного свидетельства.

7.                Решение о лишении квалификационного свидетельства организации налоговых консультантов может быть принято коллегиальным органом управления профессиональной организации налоговых консультантов на основании информации профессиональной организации налоговых консультантов о неисполнении организацией налоговых консультантов требований устава профессиональной организации налоговых консультантов.

8.                Решение профессиональной организации налоговых консультантов о прекращении квалификационного свидетельства может быть обжаловано в регулирующий государственный орган или суд в порядке, установленном законодательством

9.                Решение о приостановлении или лишении квалификационного свидетельства «организация налоговых консультантов» публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых профессиональной организацией налоговых консультантов, а также на официальном сайте профессиональной организации налоговых консультантов.

10.           Лица, которые были лишены квалификационного свидетельства, к повторному подтверждению квалификации допускаются не ранее чем через три года.

Глава 5. Права и обязанности налогового консультанта, организации налоговых консультантов

Статья 13. Права налогового консультанта

Налоговый консультант имеет право:

1)           оказывать услуги налогового консультирования в порядке, определенном Законом;

2)           при исполнении договора на оказание услуг по налоговому консультированию получать от консультируемого лица необходимую финансовую, бухгалтерскую, налоговую и иную документацию, а также получать полные и достоверные сведения, включая устные и письменные разъяснения;

3)           проверять полученную от консультируемого лица финансовую, бухгалтерскую, налоговую и иную документацию, и фактическое наличие имущества, учтенное в данной документации;

4)           при проведении аудита по налогам получать от консультируемого лица, государственных органов и иных организаций, местных исполнительных органов, а также в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций и третьих лиц, информацию необходимую для аудита по налогам в порядке, установленном регулирующим государственным органом;

5)           выступать в порядке, установленном законодательством, в качестве представителя участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также в качестве эксперта, специалиста в налоговых, судебных и иных органах;

6)           обжаловать действия и решения регулирующего органа или профессиональной организации налоговых консультантов;

7)           осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 14. Обязанности налогового консультанта

Налоговый консультант обязан:

1)                осуществлять свою деятельность в качестве участника неверно или работника в составе только одного юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

2)           соблюдать налоговое законодательство Республики Казахстан, законодательство о налоговом консультировании, правила и стандарты профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           соблюдать Кодекс этики;

4)           предоставлять консультируемому лицу информацию о выявленных нарушениях в ведении налогового и (или) бухгалтерского учетов, финансовой отчетности и прочую информацию, связанную с налогообложением;

5)           обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от консультируемого лица и третьих лиц в ходе налогового консультирования;

6)           не разглашать профессиональную тайну налогового консультанта;

7)           осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Права и обязанности организации налоговых консультантов

1.     Организация налоговых консультантов имеет право:

1)           оказывать услуги налогового консультирования в порядке, определенном Законом, включая проведение аудита по налогам и по заверению налоговых форм налогоплательщиков;

2)           при исполнении договора на оказание услуг по налоговому консультированию получать от консультируемого лица необходимую финансовую, бухгалтерскую, налоговую и иную документацию, а также получать полные и достоверные сведения, включая устные и письменные разъяснения;

3)           проверять полученную от консультируемого лица финансовую, бухгалтерскую, налоговую и иную документацию, и фактическое наличие имущества, учтенное в данной документации;

4)           при проведении аудита по налогам запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора по аудиту по налогам, получать от консультируемого лица, государственных органов и иных организаций, местных исполнительных органов, а также в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций и третьих лиц, информацию необходимую для проведения аудита по налогам;

5)           привлекать, на договорной основе, при оказании услуг по налоговому консультированию специалистов различного профиля с соблюдением обязательства по сохранению профессиональной тайны налогового консультанта;

6)           отказаться от договора об оказании услуг по налоговому консультированию в случае нарушения консультируемым лицом обязательств по нему;

7)           выступать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в качестве представителя участников отношений, регулируемых налоговым законодательством в судебных и иных органах;

8)           оказывать услуги по налоговому консультированию во время проведения налоговых проверок;

9)           обжаловать действия и решения регулирующего органа или профессиональной организации налоговых консультантов;

10)      оказывать следующие услуги по профилю своей деятельности:

формирование первичных статистических данных;

анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

консультирование и оказание услуг по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

обучение по вопросам налогообложения, ведения налогового и бухгалтерского учетов, составления налоговой и финансовой отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности и налогового планирования;

рекомендации по автоматизации ведения налогового и бухгалтерского учетов и составлению налоговой и финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению налогового и бухгалтерского учетов и составлению налоговой и финансовой отчетности;

разработка методических пособий и рекомендаций по ведению налогового и бухгалтерского учетов и составлению налоговой и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, оказание сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии с правилами и стандартами профессиональной организации налоговых консультантов;

юридические услуги, связанные с налоговым консультированием.

Если, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», оказание отдельных видов услуг по профилю своей деятельности, предусмотренных настоящим пунктом, требует получения разрешения или направления уведомления, организация налоговых консультантов не вправе оказывать эти услуги без наличия такого разрешения или направления уведомления.

11)      осуществлять деятельность, отличную от налогового консультирования, не запрещенную законодательством Республики Казахстан, с учетом ограничений, установленных настоящим Законом;

12)      осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2.     Организация налоговых консультантов обязана:

1)           в случаях, установленных настоящим Законом, быть членом профессиональной организации налоговых консультантов;

2)           соблюдать налоговое законодательство Республики Казахстан, законодательство о налоговом консультировании и иное законодательство Республики Казахстан, правила и стандарты профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           предоставлять консультируемому лицу информацию о выявленных нарушениях в ведении налогового и бухгалтерского учетов, налоговой и финансовой отчетностях и прочую информацию, связанную с налогообложением;

4)           не препятствовать проведению внешнего контроля качества, проверкам, проводимым профессиональной организацией налоговых консультантов;

5)           при членстве в профессиональной организации налоговых консультантов, в случаях, установленных настоящим Законом, уплачивать взносы, установленные профессиональной организацией налоговых консультантов;

6)           обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от консультируемого лица и третьих лиц в ходе налогового консультирования;

7)           не разглашать профессиональную тайну налогового консультанта;

8)           представлять в налоговый орган по месту нахождения консультируемого лица заключение аудита по налогам в порядке, определяемом регулирующим государственным органом;

9)           осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Профессиональная тайна налогового консультанта

1.            Профессиональную тайну налогового консультирования составляют факт обращения к налоговому консультанту или организации налоговых консультантов, сведения о содержании устных и письменных переговоров с консультируемым лицом и с другими лицами о характере и результатах, предпринимаемых в интересах консультируемого лица, действия, предпринимаемые в интересах консультируемого лица, а также иная информация, касающаяся предмета налогового консультирования по данному факту обращения.

2.            Тайна налогового консультирования охраняется законом. Налоговые консультанты не могут привлекаться в качестве свидетелей в отношении известных им сведений, составляющую профессиональную тайну налогового консультанта.

3.            Налоговые консультанты и организации налоговых консультантов не вправе разглашать, а также использовать в своих интересах или в интересах третьих лиц какие-либо сведения, составляющие профессиональную тайну налогового консультанта.

4.            Нарушение требования о неразглашении профессиональной тайны налогового консультанта влечет ответственность в отношении виновных лиц в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 6. Аудит по налогам

Статья 17. Понятие, типы и виды аудита по налогам

1.            Аудит по налогам – это осуществляемая налоговыми аудиторами:

1)    проверка правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет, социальных платежей;

2)    проверка соответствия налогового учета и налоговой отчетности налогоплательщика основным нормам налогового законодательства Республики Казахстан;

3)    проверка правильности определения размера вычетов физического лица по индивидуальному подоходному налогу и суммы индивидуального подоходного налога, подлежащей уплате физическим лицом или возврату (зачету) физическому лицу.

2.            Аудит по налогам подразделяется на следующие виды:

1)    аудит по налогам при ликвидации налогоплательщика – аудит по налогам, проводимый налоговым аудитором для определения полноты исполнения налоговых обязательств ликвидируемых юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей;

2)    альтернативный аудит по налогам – аудит по налогам, проводимый налоговым аудитором у налогоплательщика как альтернатива налоговой проверке, проводимой налоговыми органами;

3)    аудит по налогам на соответствие налогового учета и налоговой отчетности основным положениям налогового законодательства – аудит по налогам, проводимый налоговым аудитором с целью проверки и подтверждения соответствия налогового учета и налоговой отчетности, основным положениям налогового законодательства Республики Казахстан;

4)    аудит по налогам физического лица – аудит по налогам, проводимый налоговым аудитором для подтверждения размера вычетов физического лица и суммы индивидуального подоходного налога, подлежащей уплате физическим лицом или возврату (зачету) физическому лицу, в том числе при всеобщем декларировании.

Статья 18. Порядок проведения аудита по налогам. Заключение аудита по налогам

1.            Аудит по налогам проводится в порядке, определенном положением, утверждаемом регулирующим государственным органом, а также в соответствии с правилами и стандартами, утвержденными профессиональной организацией налоговых консультантов.

2.            Организация налоговых консультантов вправе проводить аудит по налогам на основании заключенного договора на проведение аудита по налогам.

3.            По итогам проведения аудита по налогам организация налоговых консультантов составляет заключение аудита по налогам и предоставляет его субъекту аудита по налогам и налоговому органу.

4.            Заключение аудита по налогам составляется по форме, утвержденной регулирующим государственным органом.

5.            По видам аудита по налогам налоговым аудитором оформляется заключение аудита по налогам следующего содержания:

1)    по аудиту по налогам при ликвидации налогоплательщика налоговый аудитор составляет заключение аудита по налогам, соответствующее по своей информации акту ликвидационной проверки, проводимой налоговым органом;

2)    по альтернативному аудиту по налогам налоговый аудитор составляет заключение, соответствующее по своей информации акту налоговой проверки, проводимой налоговым органом;

3)    по аудиту по налогам на соответствие налогового учета и налоговой отчетности основным положениям налогового законодательства налоговый аудитор, при установлении отсутствия у налогоплательщика существенных нарушений основных норм налогового законодательства Республики Казахстан, составляет положительное заключение о соответствии налогового учета и налоговой отчетности налогоплательщика основным положениям налогового законодательства Республики Казахстан, без описания ошибок налогоплательщика при исчислении и уплате налогов.

Одновременно с заключением по аудиту по налогам, налоговый аудитор предоставляет налогоплательщику справку о несущественных ошибках налогоплательщика в исполнении налоговых обязательств.

При обнаружении существенных ошибок налогоплательщика в исполнении налоговых обязательств, налоговый аудитор отказывает налогоплательщику в предоставлении заключения по аудиту по налогам, предоставляя ему справку об установленных ошибках;

4)    по аудиту по налогам физического лица налоговый аудитор представляет заключение, в котором указывается установленные налоговым аудитором размер вычетов физического лица и сумма индивидуального подоходного налога, подлежащая уплате физическим лицом или возврату (зачету) физическому лицу, а также иная информация по налогам и платежам физического лица.

6.            Заключение аудита по налогам подписывается налоговым консультантом с указанием номера и даты выдачи квалификационного свидетельства, заверяется печатью налогового консультанта, утверждается подписью руководителя организации налоговых консультантов и заверяется печатью организации налоговых консультантов.

Статья 19. Ограничение права на проведение аудита по налогам

Запрещается проведение аудита по налогам организацией налоговых консультантов:

1)           заказчиков, чьим участником, кредитором являются налоговый консультант данной организации налоговых консультантов;

2)           организаций, с которыми организацией налоговых консультантов был заключен договор страхования гражданско-правовой ответственности;

3)           исполнители которой состоят в трудовых отношениях или являются близкими родственниками или свойственниками должностных лиц субъекта аудита по налогам, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) субъекта аудита по налогам;

4)           исполнители которой имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте аудита по налогам;

5)           если у нее имеются денежные обязательства перед субъектом аудита по налогам или у субъекта аудита по налогам перед нею, за исключением обязательств по проведению аудита по налогам;

6)           в случаях, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта, за исключением обязательств, возникающих из заключенных публичных договоров.

Статья 20. Права и обязанности налогового аудитора

1.     Налоговый аудитор имеет право:

1)    в пределах своей компетенции проводить аудит по налогам у субъекта аудита по налогам;

2)    требовать от субъекта аудита по налогам представления права доступа к информации, связанной с объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, включая доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования субъектом аудита по налогам такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

3)    требовать от субъекта аудита по налогам представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным субъектом аудита по налогам налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита финансовой отчетности;

4)    получать от органа налоговой службы информацию, связанную с налоговыми обязательствами субъекта аудита по налогам, в порядке, установленном регулирующим государственным органом;

5)    при необходимости, проводить обследование имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения;

6)    при необходимости, проводить инвентаризацию имущества субъекта аудита по налогам (кроме жилых помещений), в том числе на соответствие сведениям, указанным в первичных бухгалтерских документах;

7)    получать от третьих лиц информацию, связанную с объектами обложения, и (или) объектами, связанными с налогообложением, по отношениям субъекта аудита по налогам, для которого проводиться аудит по налогам;

8)    получать от налогового органа заключения по вопросам налоговых отношений, необходимых для вынесения решений по аудиту по налогам или подготовки заключения по аудиту по налогам.

2.     Налоговый аудитор имеет иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

3.     Налоговый аудитор обязан:

1)    соблюдать законодательство Республики Казахстан;

2)    соблюдать права субъекта аудита по налогам;

3)    защищать интересы государства;

4)    в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства;

5)    представлять в налоговый орган заключение аудита по налогам, в порядке, установленном регулирующим государственным органом;

6)    нести административную ответственность, в случае нарушения установленных процедур, и в пределах информации, представленной налогоплательщиком и государственными органами.

Статья 21. Права и обязанности субъекта аудита по налогам

1.            Субъект аудита по налогам вправе:

1)           получать от налогового консультанта и организации налоговых консультантов необходимую информацию о требованиях законодательства Республики Казахстан, касающихся проведения аудита по налогам;

2)           знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются замечания и выводы организации налоговых консультантов;

3)           получать от налогового консультанта и организации налогового консультанта информацию о выявленных нарушениях в ведении налогового учета, бухгалтерского учета, налоговой отчетности и прочей информации, связанной с исполнением налоговых обязательств;

4)           отказаться от услуг организации налоговых консультантов, в случае нарушения ею условий договора.

2.            Субъект аудита по налогам обязан:

1)           создавать условия организации налоговых консультантов и ее работникам, участвующим в проведении аудита по налогам, для своевременного и качественного проведения аудита по налогам, представлять необходимую документацию, давать разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;

2)           не вмешиваться в деятельность организации налоговых консультантов в целях ограничения круга вопросов, подлежащих аудиту по налогам, если иное не предусмотрено договором;

3)           направлять, по требованию организации налоговых консультантов, письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения информации, необходимой для проведения аудита по налогам.

3.            Выполнение требований организации налоговых консультантов, вытекающих из обязательств по договору по аудиту по налогам, для субъекта аудита по налогам обязательно.

Статья 22. Ответственность субъекта аудита по налогам

1.            Субъект аудита по налогам несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан, за полноту и достоверность налоговой отчетности и прочей информации, связанной с налоговой отчетностью, предоставленной организации налоговых консультантов для проведения аудита по налогам.

2.            Проведение аудита по налогам не освобождает субъекта аудита по налогам от ответственности за несоответствие представляемой налоговой отчетности и иных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.

Глава 7. Профессиональная организация налоговых консультантов

Статья 23. Профессиональная организация налоговых консультантов

1.            Профессиональная организация налоговых консультантов – саморегулируемая организация в сфере предпринимательской деятельности, объединяющая на условиях членства 20 и более субъектов частного предпринимательства, созданная в целях обеспечения деятельности по налоговому консультированию и осуществления контроля качества деятельности по налоговому консультированию ее членов, включенная в реестр саморегулируемых организаций.

2.            Деятельность профессиональной организации налоговых консультантов регулируется настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан, уставом, стандартами и правилами профессиональной организации налоговых консультантов.

3.            Статус профессиональной организации налоговых консультантов приобретается с даты ее включения в реестр саморегулируемых организаций в порядке, предусмотренном правилами ведения реестра саморегулируемых организаций.

4.            Структура и рабочие органы профессиональной организации налоговых консультантов определяются ее уставом в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о саморегулировании.

5.            Деятельность профессиональной организации налоговых консультантов финансируется за счет членских взносов ее членов, либо иных поступлений, в соответствии с ее уставом и законодательством Республики Казахстан.

6.            Профессиональная организация налоговых консультантов обязана своевременно принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов между профессиональной организацией налоговых консультантов и ее членами, организациями налоговых консультантов и их участниками и работниками, а также по своевременному урегулированию такого конфликта.

Статья 24. Права и обязанности профессиональной организации налоговых консультантов

1.            Профессиональная организация налоговых консультантов вправе:

1)           устанавливать квалификационные требования и проводить аттестацию лиц – претендентов на получение статуса налогового консультанта;

2)           выдавать по результатам аттестации налоговых консультантов квалификационные свидетельства «налоговый консультант»;

3)           выдавать квалификационное свидетельство «организация налоговых консультантов»;

4)           принимать налоговых консультантов, являющихся субъектами предпринимательства, и организации налоговых консультантов в члены профессиональной организации налоговых консультантов;

5)           утверждать правила и стандарты профессиональной организации налоговых консультантов, обязательные для ее членов;

6)           осуществлять внешний контроль качества услуг налогового консультирования, оказываемых организациями налоговых консультантов и налоговыми консультантами;

7)           от своего имени оспаривать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) государственных органов, нарушающие права и законные интересы профессиональной организации налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов и налоговых консультантов, либо создающие угрозу такого нарушения;

8)           запрашивать в государственных органах информацию, необходимую для выполнения профессиональной организацией налоговых консультантов, организациями налоговых консультантов и налоговыми консультантами, возложенных на них законами Республики Казахстан функций;

9)           вступать в международные объединения налоговых консультантов;

10)      собирать взносы, установленные профессиональной организацией налоговых консультантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о саморегулировании, и формировать имущество профессиональной организации налоговых консультантов из других, не запрещенных законами Республики Казахстан источников;

11)      проводить обучение или повышение квалификации налоговых консультантов и налогоплательщиков;

12)      вести рейтинг налоговых консультантов и организаций налоговых консультантов, а также публиковать результаты рейтинга в средствах массовой информации;

13)      отказывать в выдаче квалификационного свидетельства «налоговый консультант» или «организация налоговых консультантов», в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

14)      принимать решения о лишении квалификационного свидетельства «налоговый консультант», о приостановлении или лишении квалификационного свидетельства «организация налоговых консультантов», в порядке и случаях, установленных настоящим Законом;

15)      осуществлять иные действия, предусмотренные настоящим Законом, другими законами и документами, регулирующих деятельность профессиональной организации налоговых консультантов.

2.            Профессиональная организация налоговых консультантов обязана:

1)           уведомить регулирующий государственный орган о начале осуществления деятельности;

2)           создать квалификационную комиссию и специализированные органы в порядке и в сроки, установленные настоящим Законом и иным законодательством Республики Казахстан;

3)           разрабатывать и утверждать правила выдачи квалификационных свидетельств, сертификатов о прохождении обучения и повышения квалификации налоговых консультантов и налогоплательщиков;

4)           представлять интересы организаций налоговых консультантов и налоговых консультантов в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в международных организациях налоговых консультантов, в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и уставом;

5)           рассматривать обращения физических и юридических лиц о нарушении членами профессиональной организации налоговых консультантов требований настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов;

6)           предоставлять в регулирующий государственный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении организаций налоговых консультантов или налоговых консультантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

7)           предоставлять регулирующему государственному органу информацию об организациях налоговых консультантов и налоговых консультантах, включаемых в единый реестр налоговых консультантов, организаций налоговых консультантов;

8)           избирать членов квалификационной комиссии;

9)           осуществлять контроль за соблюдением членами профессиональной организации налоговых консультантов требований настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов;

10)      исключать организацию налоговых консультантов или налогового консультанта из членов профессиональной организации налоговых консультантов по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и уставом профессиональной организации налоговых консультантов;

11)      размещать на своем интернет-ресурсе на казахском и русском языках и (или) публиковать в иных средствах массовой информации сведения о выдаче, приостановлении, прекращении или лишении квалификационного свидетельства;

12)      информировать своих членов о поступлении и расходовании денежных средств профессиональной организации налоговых консультантов, путем размещения информации на своем официальном сайте ежегодного отчета.

3.            Законами Республики Казахстан и уставом профессиональной организации налоговых консультантов могут устанавливаться иные права и обязанности профессиональной организации налоговых консультантов.

Статья 25. Членство в профессиональной организации налоговых консультантов

1.            Организация налоговых консультантов или налоговый консультант, осуществляющий свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обязаны быть членами профессиональной организации налоговых консультантов в случаях, установленных настоящим Законом.

2.            Для вступления в члены профессиональной организации налоговых консультантов юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет:

1)           заявление по форме, установленной профессиональной организацией налоговых консультантов;

2)           документы, подтверждающие наличие в составе организации налоговых консультантов учредителей неверно или работников, являющихся налоговыми консультантами для юридического лица;

3)           квалификационное свидетельство «налоговый консультант» для индивидуального предпринимателя или квалификационное свидетельство «организация налоговых консультантов» для юридических лиц.

3.            Решение о принятии в члены профессиональной организации налоговых консультантов принимается коллегиальным органом управления профессиональной организации налоговых консультантов.

Лицо, подавшее заявление о принятии в члены профессиональной организации налоговых консультантов, вправе обжаловать действия профессиональной организации налоговых консультантов по отказу в принятии в членство профессиональной организации налоговых консультантов в регулирующий государственный орган или суд.

4.            Членство в профессиональной организации налоговых консультантов прекращается по следующим основаниям:

1)           по заявлению члена профессиональной организации налоговых консультантов;

2)           лишения или прекращения квалификационного свидетельства налогового консультанта для физических лиц, или лишения квалификационного свидетельства «организация налоговых консультантов» для юридических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Законом. а ассоциированные члены быть не могут значит?

5.            Профессиональная организация налоговых консультантов не позднее дня, следующего за днем принятия профессиональной организацией налоговых консультантов решения о прекращении членства налогового консультанта или организации налоговых консультантов в профессиональной организации налоговых консультантов, обязана разместить такое решение на интернет-ресурсе профессиональной организации налоговых консультантов, а также направить копию решения:

1)           налоговому консультанту или в организацию налоговых консультантов в отношении которых принято решение о прекращении членства в профессиональной организации налоговых консультантов;

2)           регулирующему государственному органу.

6.            Исключение из членов профессиональной организации налоговых консультантов может быть обжаловано организацией налоговых консультантов или индивидуальным предпринимателем в регулирующий государственный орган либо в суд.

Статья 26. Органы управления профессиональной организации налоговых консультантов

1.            Органами управления профессиональной организации налоговых консультантов являются:

1)           общее собрание членов (учредителей) профессиональной организации налоговых консультантов;

2)           коллегиальный орган управления профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           исполнительный орган профессиональной организации налоговых консультантов;

4)           контрольный орган (ревизионная комиссия) профессиональной организации налоговых консультантов.

Порядок формирования, структура, компетенция и срок полномочий органов управления профессиональной организации налоговых консультантов, порядок принятия этими органами решений, устанавливаются уставом профессиональной организации налоговых консультантов в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством Республики Казахстан.

2.            Общее собрание членов (учредителей) профессиональной организации налоговых консультантов является высшим органом управления профессиональной организации налоговых консультантов, полномочным рассматривать вопросы деятельности профессиональной организации налоговых консультантов, отнесенные к его компетенции настоящим Законом, другим законодательством Республики Казахстан и ее уставом.

3.            К исключительной компетенции общего собрания относятся:

1)           принятие устава профессиональной организации налоговых консультантов, внесение в него изменений и дополнений;

2)           определение основных направлений деятельности профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           утверждение бюджета профессиональной организации налоговых консультантов;

4)           избрание членов коллегиального органа управления, руководителя исполнительного органа и членов ревизионной комиссии профессиональной организации налоговых консультантов, досрочное прекращение полномочий указанных органов или полномочий руководителей, либо отдельных его членов;

5)           утверждение отчетов коллегиального органа управления, исполнительного органа управления, контрольного органа (ревизионной комиссии) и специализированных органов по форме, в порядке и с периодичностью, установленными уставом профессиональной организации налоговых консультантов;

6)           избрание членов контрольного органа (ревизионной комиссии);

7)           избрание членов квалификационной комиссии, с учетом требований настоящего Закона;

8)           утверждение мер воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами (участниками) профессиональной организации налоговых консультантов требований правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов

9)           принятие иных решений в соответствии с законодательством Республики Казахстан и уставом профессиональной организации налоговых консультантов.

4.            Порядок проведения общих собраний членов (учредителей) профессиональной организации налоговых консультантов, порядок формирования повестки дня заседаний, определения кворума, условия и порядок проведения голосования, определяются уставом профессиональной организации налоговых консультантов.

Уставом профессиональной организации налоговых консультантов могут быть предусмотрены иные вопросы, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания.

5.            Руководство профессиональной организации налоговых консультантов осуществляет коллегиальный орган управления профессиональной организации налоговых консультантов, избранный общим собранием членов (учредителей) профессиональной организации налоговых консультантов из числа ее членов.

Количественный состав коллегиального органа управления, порядок и условия его формирования, деятельности, принятия решений, прекращения полномочий устанавливаются уставом профессиональной организации налоговых консультантов.

6.            К компетенции коллегиального органа управления профессиональной организации налоговых консультантов, относятся:

1)           утверждение правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов, внесение в них изменений и (или) дополнений;

2)           утверждение положения о членстве в профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           вынесение вопросов на рассмотрение общего собрания членов (участников) профессиональной организации налоговых консультантов;

4)           принятие решения о вступлении в члены профессиональной организации налоговых консультантов или исключении из ее состава по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан и уставом профессиональной организации налоговых консультантов;

5)           принятие решения о выдаче, приостановлении или прекращении действия квалификационного свидетельства;

6)           иные вопросы, предусмотренные уставом профессиональной организации налоговых консультантов.

В профессиональной организации налоговых консультантов функции коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов (участников) профессиональной организации налоговых консультантов.

7.            Исполнительный орган профессиональной организации налоговых консультантов:

1)           организует работу профессиональной организации налоговых консультантов, осуществляет контроль за выполнением возложенных на профессиональную организацию налоговых консультантов задач;

2)           осуществляет прием и увольнение работников профессиональной организации налоговых консультантов;

3)           представляет интересы профессиональной организации налоговых консультантов в государственных органах, общественных объединениях, других организациях;

4)           осуществляет иные полномочия, предусмотренные уставом профессиональной организации налоговых консультантов, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

8.            Контрольный орган (ревизионная комиссия) является органом профессиональной организации налоговых консультантов, осуществляющим контроль финансово-хозяйственной деятельности органов управления профессиональной организации налоговых консультантов, ее филиалов и представительств, должностных лиц.

Ревизионная комиссия подотчетна и подконтрольна общему собранию членов (участников) профессиональной организации налоговых консультантов.

Порядок и периодичность представления отчетов ревизионной комиссии определяется уставом профессиональной организации налоговых консультантов.

9.            Профессиональная организация налоговых консультантов имеет специализированные органы, предусмотренные статьей 17 Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».

Статья 27. Обеспечение имущественной ответственности при налоговом консультировании

1.            Профессиональная организация налоговых консультантов, для обеспечения своей имущественной ответственности и имущественной ответственности ее членов перед консультируемым лицом и третьими лицами, применяет один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности путем:

1)           страхования гражданско-правовой ответственности;

2)           привлечения к имущественной ответственности организации налоговых консультантов, аккредитованных профессиональной организацией налоговых консультантов;

3)           использования иных способов обеспечения имущественной ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Порядок обеспечения имущественной ответственности устанавливается стандартом профессиональной организации налоговых консультантов.

2.            Обращение взыскания в рамках обеспечения имущественной ответственности производится в одном из следующих случаев:

1)           при признании профессиональной организацией налоговых консультантов обоснованности требований и необходимости удовлетворения взыскания;

2)           на основании вступившего в законную силу решения суда или арбитража.

3.            Юридическое лицо, получившее квалификационное свидетельство организации налоговых консультантов, обязано в течение 2 месяцев с даты получения квалификационного свидетельства заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда при оказании услуг налогового консультирования.

4.            Страхование гражданско-правовой ответственности организации налоговых консультантов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5.            Договор страхования ответственности заключается организацией налоговых консультантов на срок не менее одного года.

Объектом страхования по договору страхования ответственности организации налоговых консультантов при налоговом консультировании являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности организации налоговых консультантов по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба консультируемому лицу, заключившему договор с организацией налоговых консультантов, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением суда факт причинения организацией налоговых консультантов ущерба консультируемому лицу в результате действия (бездействия) организации налоговых консультантов, обусловленного нарушением требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов.

Статья 28. Квалификационная комиссия

1.            Квалификационная комиссия создается профессиональной организацией налоговых консультантов.

2.            Положение о квалификационной комиссии, а также порядок проведения аттестации налоговых консультантов, утверждаются профессиональной организацией налоговых консультантов.

3.            Состав квалификационной комиссии утверждается общим собранием членов (участников) профессиональной организации налоговых консультантов.

4.            В состав квалификационной комиссии входят по одному представителю от регулирующего государственного органа и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.

5.            Председателем квалификационной комиссии избирается налоговый консультант, оказывающий услуги налогового консультирования. Председатель квалификационной комиссии избирается из числа членов комиссии простым большинством голосов сроком на три года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

6.            Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в налоговые консультанты, которая должна соответствовать правилам и стандартам профессиональной организации налоговых консультантов и законодательству Республики Казахстан.

7.            Квалификационная комиссия обязана в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения квалификационной комиссии представлять в регулирующий государственный орган и Национальную палату предпринимателей протокол заседания квалификационной комиссии.

8.            В случае нарушения порядка проведения аттестации кандидатов в налоговые консультанты, претендент, регулирующий государственный орган или Национальная палата предпринимателей, вправе обжаловать решение квалификационной комиссии в судебном порядке.

Глава 8. Контроль в сфере налогового консультирования

Статья 29. Контроль качества и его виды

1.            Контроль качества направлен на соблюдение организациями налоговых консультантов или индивидуальными предпринимателями требований законодательства в сфере налогового консультирования, правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов.

2.            Видами контроля качества являются внутренний и внешний контроль качества.

3.            Внутренний контроль качества осуществляется в соответствии с правилами и стандартами профессиональной организации налоговых консультантов самостоятельно организацией налоговых консультантов или индивидуальным предпринимателем.

4.            Внешний контроль качества осуществляется профессиональной организацией налоговых консультантов.

Статья 30. Контроль профессиональной организации налоговых консультантов за деятельностью организаций налоговых консультантов и налоговых консультантов

1.            Внешний контроль качества осуществляется профессиональной организацией налоговых консультантов в отношении ее членов один раз в три года. Правила проведения внешнего контроля качества разрабатываются профессиональной организацией налоговых консультантов.

2.            Профессиональная организация налоговых консультантов осуществляет контроль за профессиональной деятельностью организаций налоговых консультантов или индивидуальных предпринимателей в части соблюдения ими требований правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов путем осуществления проверок.

3.            Порядок организации и проведения проверок организаций налоговых консультантов или индивидуальных предпринимателей устанавливается правилами профессиональной организации налоговых консультантов.

4.            Основанием для проведения проверки может являться жалоба о нарушении организацией налоговых консультантов или индивидуальным предпринимателем требований правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов либо требований законодательства Республики Казахстан.

5.            В ходе проведения проверки на основании полученной жалобы, исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе.

6.            По запросу профессиональной организации налоговых консультантов организация налоговых консультантов или индивидуальный предприниматель обязаны предоставить необходимую информацию в порядке, определяемом профессиональной организацией налоговых консультантов для проведения проверки.

7.            Профессиональная организация налоговых консультантов, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, ответственны за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения.

8.            В случае выявления в результате проверки организации налоговых консультантов или индивидуального предпринимателя факта нарушений требований правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов, а также законодательства Республики Казахстан, регламентирующих деятельность организаций налоговых консультантов или индивидуального предпринимателя, руководящие лица организации налоговых консультантов, индивидуальный предприниматель, работники профессиональной организации налоговых консультантов, осуществляющие проверки, а также члены квалификационной комиссии обязаны принять предусмотренные законами Республики Казахстан меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению или предотвращению возможного причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц.

9.            Профессиональная организация налоговых консультантов в порядке, установленном законами Республики Казахстан и уставом профессиональной организации налоговых консультантов, несет ответственность перед организациями налоговых консультантов и индивидуальными предпринимателями за неправомерные действия работников профессиональной организации налоговых консультантов при осуществлении ими контроля за деятельностью организаций налоговых консультантов и индивидуальных предпринимателей.

10.       Организация налоговых консультантов или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать заключение профессиональной организации налоговых консультантов в регулирующий государственный орган или в суд.

Статья 31. Контроль регулирующего государственного органа

1.            Регулирующий государственный орган осуществляет контроль в сфере налогового консультирования за исполнением профессиональной организацией налоговых консультантов требований, предусмотренных настоящим Законом, правил и стандартов профессиональной организации налоговых консультантов.

2.            Регулирующий государственный орган осуществляет контроль качества проведения организациями налоговых консультантов аудита по налогам в порядке, определенном регулирующим государственным органом.

3.            Контроль в сфере налогового консультирования за деятельностью профессиональной организации налоговых консультантов и деятельности организации налоговых консультантов по проведению аудита по налогам осуществляется путем проведения проверок и иных форм контроля.

4.            Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

5.            Решение о проведении проверки деятельности профессиональной организации налоговых консультантов принимается регулирующим государственным органом на основании заявления физического или юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления или правоохранительного органа о нарушении профессиональной организацией налоговых консультантов или ее членом требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

6.            В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан, регулирующий государственный орган направляет в профессиональную организацию налоговых консультантов представление об устранении нарушений и принимает иные меры в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством Республики Казахстан.

7.            При не устранении нарушений в установленный срок регулирующий государственный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении устранить выявленные нарушения законодательства Республики Казахстан.

Статья 32. Ответственность в сфере налогового консультирования

1.            За нарушение законодательства Республики Казахстан, а также условий договора с консультируемыми лицами организации налоговых консультантов и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2.            Договором на оказание услуг по налоговому консультированию могут быть предусмотрены иные виды ответственности организации налоговых консультантов и индивидуальных предпринимателей, распределение рисков сторон и условия освобождения от нее.

3.            Решение о привлечении организации налоговых консультантов и индивидуальных предпринимателей к ответственности может быть обжаловано в суде.

4.            Привлечение организации налоговых консультантов и индивидуальных предпринимателей к ответственности не ограничивает право консультируемого лица обратиться в суд с требованием о возмещении виновным лицом причиненных убытков.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 33. Рассмотрение споров

Споры, возникающие между налоговыми консультантами, организациями налоговых консультантов или  индивидуальными предпринимателями, а также между ними и консультируемыми лицами, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 34. Переходные положения

1.            Налоговые консультанты, получившие квалификационное свидетельство «налоговый консультант», выданное саморегулируемой организацией, основанной на добровольном членстве, действительны до получения квалификационного свидетельства «налоговый консультант» профессиональной организации налоговых консультантов.

2.            Налоговые консультанты, получившие квалификационное свидетельство «налоговый консультант», выданное саморегулируемой организацией, основанной на добровольном членстве, вправе получить свидетельство о присвоении квалификации «налоговый консультант» без прохождения квалификационных экзаменов.

3.            До 1 января 2020 года осуществление налогового консультирования, за исключением аудита по налогам, осуществляется организациями налоговых консультантов без обязательного членства в профессиональной организации налоговых консультантов.

Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

 

 

Президент
Республики Казахстан                                                      

 

 

Комментарии


Оформить подписку

Будьте в курсе наших акций и спецпредложений!